Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Имелось, но оно было музыкальным,
То есть характеризовалось не усилением Голоса, а его повышением. В стихе Это ударение роли не играет и может Встретиться одинаково и в ритмически Сильном и в ритмически слабом стихе. Что касается метров (размеров), употреблявшихся В трагедии, то монологи, Речи, рассказы и диалоги писались Ямбическим триметром, то есть стихом, Состоящим из шести полных ямбических Стоп (и—), причем ямбы соединяются Парами, так что две стопы 1 Греческое прилагательное «atdaijios» (корень тот же, что и в русском слове «стать») обозначает —«неподвижно стоящий». В. Головня Глава VI Образуют одно целое, и сильное ударение Падает на долгий слог первой стопы. Таким образом, ямбический триметр Состоит из трех двустопных ямбических Сочетаний. Основная схема ямбического триметра следующая: например, 1-я двойная Стопа, 2-я двойная стопа, 3-я двойная стопа u—u—|u—U—|и—и— За благопожеланья благодарная. Это слова Афины, когда ей удается Примириться с Эвменидами и добиться От них благословения своему городу 1, Стих состоит здесь из шести ямбических Стоп. В смысле стихотворного размера Это наиболее близкий к подлиннику Перевод. Однако греческий ямбический Триметр часто передается на русский Язык ямбическим стихом, содержащим Только пять или пять с половиной Ямбических стоп. Вот мы пришли в далекий край земли (5 ямбических стоп), В безлюдную пустыню диких скифов (5 с половиной ямбических стоп). (Начало трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» 2) У нас в ямбической стопе, как видно Из перевода приведенных стихов, имеется Сочетание неударяемого и ударяемого Слога, и, следовательно, чередование Краткого и долгого слога в.древнегреческом Стихе приравнивается к чередованию Неударяемого и ударяемого слога В привычном нам тоническом стихосложении. Надо заметить, что чисто ямбическая Строка у древнегреческих драматургов Встречается редко. Речь, написанная Только в такой стопе, была бы монотонной И в то же время слишком быстрой. Поэтому вместо ямба в определенных: стопах употребляются и другие размеры: Спондей, состоящий из двух. Долгих слогов ( ), трибрахий — Из трех кратких ( и и и ) , дактиль — Из одного долгого и двух кратких слогов (— и и). Таким образом, в иной Стопе ямбического стиха в древнегреческом Языке может быть и три слога, Чего в русском стихе никогда не бывает. В диалоге употребляется также и Трохаический тетраметр. Трохей состоит Из долгого и краткого слога (— и ) , Каждый метр состоит из двух трохаи- Ческих стоп, а в трохаическом тетраметре Всего восемь трохаических стоп, Причем последняя из них усеченная- Схема трохаического тетраметра следующая: —и—и—и—и—и—и—и— Сын мой, радуйся! о сын мой! Да я смею* Так начать... (Слова Ксуфа к новообретенному наследнику Иону в «Ионе» Еврипида 3.) Трохаический тетраметр употреблялся Тогда, когда надо было показать Торопливость или известную взволнованность Действующих лиц. Хоровые партии писались самыми Разнообразными размерами, с большим Трудом поддающимися передаче на Русский язык. Лирические партии встречаются не только в конце, но и внутри эписодиев: Например, коммос — лирическая жалоба, исполняемая актером и хором^ Чередующееся пение двух актеров или Амейбейон и монодия — то есть сольная Партия актера. Кроме чисто лирических партий, которые Пелись хором, стихи, написанные В анапестическом размере (схема ана- 1 «Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Эврипид», пер. с древнегреческого под ред. Ф. А. Петровского, М. — Л., Гослитиздат, 1950, стр. 199 (пер. Вячеслава Иванова). 2 Т а м же, стр. 7. 3 Т а м же, стр. 535. Эсхил 83 пестической стопы (KJ\J—), исполнялись Речитативом. Анапесты употреблялись, Когда хор вступал на орхестру или Когда он приветствовал появление нового Персонажа. Анапесты употреблялись Также и в эксоде хора. Пример употребления анапестов: Мы уходим, рыданий и скорби полны, Потеряв нашей жизни отраду. (Конец трагедии Еврипида «Геракл» 1) Диалоги в трагедии написаны на Аттическом диалекте. В лирических Партиях хора и актеров к аттическому Диалекту примешиваются и дорийские Фррмы. Объясняется это тем, что особенного Развития мелор 2 достиг у дорийцев. Связь мелоса с дорийским диалектом Была так сильна, что аттическая Трагедия в песнях хора и ариях актеров
|