Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тому, кто ее не заслуживает



Зевс не вмешивается в битвы, происходящие

Между смертными, но без борьбы

Вершит свою волю. Это представление

О богах сильно отличается от того,

которое | мы видим в гомеровских

Поэмах.

Войска. Это появление призрака — один

Из центральных моментов трагедии.

Перед драматургом стояла трудная

задача: показать в художественном

Произведении величие подвига своих

Современников, многие из которых были

Участниками греко-персидских войн

И присутствовали здесь, в театре, на

Представлении трагедии. Но Эсхил

Строит сюжет так, что похвала грекам

И их общественному строю исходит от

Их врагов. Он переносит действие пьесы

В глубь Персии, в таинственную для

Греков столицу персидского царства

Сузы. Тем самым легче было сохранить

И приподнятый, торжественный характер

Трагедии, так как события оказывались

Отодвинутыми если не во времени,

То по крайней мере в пространстве.

«ПЕРСЫ»

Эсхил 85

Фабула пьесы, начинающейся прямо

С парода, отличается простотой. Персидские

Старейшины, избранные царем

«среди знатных и верных», которым он

Поручил управление государством перед

Своим отправлением в поход, в большой

Тревоге, так как давно уже ни

Один вестник не приходил от персидского

Войска. Между тем в поход против

Эллады отправился лучший цвет

Войска под предводительством самого

Царя Ксеркса. Появляется на золотой

Колеснице, окруженная прислужницами,

Жена Дария — Атосса. Она видела

Вещий сон, который, как ей кажется,

Сулит Персии несчастье.

Ей приснились две женщины в пышных

нарядах: одна в персидском, другая —

В греческом. Внезапно между ними

Возникает великий раздор. Сын ее,

Ксеркс, желая усмирить обеих женщин,

Запряг их в свою колесницу. И вот,

В то время как одна покорно идет под

Ярмом, другая — в дорическом наряде

— вздыбилась, колесница сломалась

И Ксеркс упал на землю. Хор советует

Атоссе совершить моление богам. Атосса

Расспрашивает персидских старейшин

Об Афинах. Ее интересует, кто

Самодержец в этом городе. Ответ корифея

Должен был сладко звучать в ушах

гражданина демократических Афин:

Не рабы они у смертных, не подвластны

никому *.

Приходит вестник, который подробно

Рассказывает о саламинском поражении.

Слыша эту весть, Атосса уходит

Молить богов о милости. Хор подымает

Плач о павших в сражении, яркими

Красками изображая в то же время

Горе матерей, отцов и жен. Снова

Появляется Атосса. На этот раз она

1 Э с х и л , Трагедии, пер. А. И. П:

Т ам же, стр. 44.

одета в скромную одежду: служанки

Несут за ней приношения. Она совершает

Возлияния на могиле Дария, а затем

Следуют заклинания хора, вызывающего

Из могилы умершего царя.

Из гробницы появляется тень Дария.

Поскольку хор от ум?аса не может

Смотреть на Дария и говорить в его

Присутствии, диалог с царем ведет

Атосса. Дарий объясняет поражение

Персов самонадеянной дерзостью сына,

Сказавшейся в том, что он захотел

Обуздать Геллеспонт. Проявило гордыню

И нечестие в отношении эллинских

богов и сухопутное войско персов:

Оно разорило греческие кумиры и алтари.

Дарий дает заповедь:

Войною не идите против эллинов,

Хотя б была еще мощней орда мидян.

Сама земля для эллинов союзница 2.

Тень Дария исчезает. В эксоде появляется

Ксеркс в разорванной одежде.

Следует плач Ксеркса и хора, окрашенный,

Как это ясно видно из текста,

в восточный, варварский колорит:

Хор ударяет себя в грудь, рыдает

И вопит, рвет на себе волосы, раздирает

Одежду.

Чувство горячего патриотизма, соединенного

С глубокой религиозностью,

Пронизывает эту трагедию. Ксеркс пал

Жертвой своей самонадеянной гордости,

Так как решил навязать священному

Геллеспонту, а стало быть, и самому

Посейдону свою волю. Все его

Предприятие оказалось безнадежным,

Ибо, как показал сон царицы, Азия

Могла принять господина,— Эллада

Никогда не приняла бы его. Поход

Против Эллады не мог не окончиться

Поражением, ибо он противоречил установленной

Самим Зевсом природе вещей,

|, М. —Л., «Academia», 1937, стр. 25.

Глава VI

И поэтому Зевс, хранитель мирового

Порядка и отмститель высокомерных

Помыслов, низвергнул Ксеркса в бездну

Падения. В этом смысле Ксеркс является

Носителем трагической вины,

Ему следовало только охранять границы

Своего царства, а не вступать на

Путь завоеваний. Но виноват не только

Ксеркс, виноваты и дурные советники,

Толкнувшие его на это. Виновато и персидское



Просмотров 443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!