Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
За разумный ход истории человечества
И за права людей, несгибаемость в осуществлении Этой цели и готовность перенести В борьбе против насилия и деспотизма Какие угодно страдания — Делает образ Прометея возвышенным и В то же время очень цельным, потому что В нем нет никакой раздвоенности, все Черты этого образа, дополняя одна другую, Составляют органическое единство. Глубочайшую трагичность, с точки зрения Греков, придавало образу Прометея То обстоятельство, что, несмотря на Всю свою твердость и силу, несмотря На все свое искусство, Прометей должен Был, согласно мировоззрению греков, Покориться Ананке — Необходимости. Трагедия «Прометей Прикованный» Пережила века и оказала огромное влияние на великих поэтов нового времени: Гёте, Байрон, Шелли обращались К образу Прометея. Маркс больше всех Произведений Эсхила любил именно Трагедию о Прометее. Предисловие к своей докторской диссертации «О различии Между натурфилософией Демо- Г е с п е р и д ы — дочери титана Атланта, которые, по мифу, стерегли в своих садах Дающие вечную молодость золотые яблоки. Глава VI крита и Эпикура» Маркс заканчивает Словами Прометея о его ненависти ко всем богам и называет Прометея «самый Благородный святой и мученик в философском календаре» Ч Этими словами Маркс ставит Прометея в один Ряд с мятежными мыслителями, отдавшими Свою жизнь за освобождение Человечества. Хотя во второй части трилогии, по Всей видимости, происходило примирение Между Прометеем и Зевсом, Эсхил с такой художественной силой Изобразил ненависть Прометея к богам И его страстный протест против всякого Насилия и угнетения, что этот образ Преодолел скованность религиозного Мировоззрения Эсхила и приобрел Огромную обобщающую силу в последующие Века для изображения всякого Богоборчества и революционного протеста Против всех угнетателей свободной Человеческой личности. Маркс заметил Однажды, что боги Греции были «смертельно ранены» в «Прометее Прикованном » Эсхила 2. Давая истолкование образу Прометея И сущности конфликта между ним И Зевсом в духе гегелевской философии, Белинский писал: «Прометей и Зевс Это — божество, разделившееся на самого Себя, это сознание, распавшееся На две стороны, которые по закону Диалектического развития враждебно Стали одна к другой. Зевс — это непосредственная Полнота сознания. Прометей Это — сила рассуждающая, дух, Не признающий никаких авторитетов, кроме разума и справедливости...» 3. Такое истолкование не может быть Принято в настоящее время, но характеристика, Данная Прометею в конце Приведенного рассуждения, показывает, Как высоко ставил Белинский этот Образ. В этом же рассуждении Белинского О смысле мифа о Прометее находятся следующие замечательные слова: «Зевс не прав, но он еще существует, И власть его еще сильна — он еще Мстит своему противнику; зачем же он силен, если он не прав? Затем, что- Прометею суждено только начать великое Дело, а не кончить его; он — только Очистительная жертва общего дела, а не Торжествующий победитель; он дал движение Сознанию, которое без него коснело Бы в недеятельности, но он еще не видел результата сознания: он начал Борьбу, но не ему суждена полная Победа. Прометей дал знать людям, что В истине и знании они боги, что громы И молнии еще не доказательства правоты, А только доказательства неправой власти...» 4. Огарев в своем «Прометее», написанном В 1841 г., изображает героя как Борца с тиранией. Шевченко в стихотворении «Кавказ» Рисует страдающего титана, прикованного К горам Кавказа, как символ Истерзанной России. В наше время украинский поэт А. Ма- лышко создал поэму «Прометей». Герой Поэмы — юноша, солдат, героически Погибший за счастье народа. Для Гёте, написавшего в 1773 г. драму «Прометей», титан был воплощением Свободного творческого духа, Освободившегося от веры в богов, наслаждающегося Плодом своей созидательной Работы. Для Байрона Прометей Стал прототипом всех его мятеж- 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Из рашшх произведений, М., 1956, стр. 25. 2 См.: К. М а р к с иФ. Э н г е л ь с , Сочинения, т. I, стр. 418. 3 В. Г. Б е л и н с к и й , Русская народная поэзия. Статья II, т. II, Спб., 1896, стр. 333. * Там же, стр. 333. Эсхил 93 ных героев. Творец «Манфреда» видел В Прометее воплощение безграничной Гордости. Английский лирик Шелли Вложил новую идею в старый миф о гордом титане. Для Шелли «Прометей Является типом высшего нравственного
|