Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



За разумный ход истории человечества



И за права людей, несгибаемость в осуществлении

Этой цели и готовность перенести

В борьбе против насилия и деспотизма

Какие угодно страдания —

Делает образ Прометея возвышенным и

В то же время очень цельным, потому что

В нем нет никакой раздвоенности, все

Черты этого образа, дополняя одна другую,

Составляют органическое единство.

Глубочайшую трагичность, с точки зрения

Греков, придавало образу Прометея

То обстоятельство, что, несмотря на

Всю свою твердость и силу, несмотря

На все свое искусство, Прометей должен

Был, согласно мировоззрению греков,

Покориться Ананке — Необходимости.

Трагедия «Прометей Прикованный»

Пережила века и оказала огромное

влияние на великих поэтов нового времени:

Гёте, Байрон, Шелли обращались

К образу Прометея. Маркс больше всех

Произведений Эсхила любил именно

Трагедию о Прометее. Предисловие

к своей докторской диссертации «О различии

Между натурфилософией Демо-

Г е с п е р и д ы — дочери титана Атланта, которые, по мифу, стерегли в своих садах

Дающие вечную молодость золотые яблоки.

Глава VI

крита и Эпикура» Маркс заканчивает

Словами Прометея о его ненависти ко

всем богам и называет Прометея «самый

Благородный святой и мученик

в философском календаре» Ч Этими словами

Маркс ставит Прометея в один

Ряд с мятежными мыслителями, отдавшими

Свою жизнь за освобождение

Человечества.

Хотя во второй части трилогии, по

Всей видимости, происходило примирение

Между Прометеем и Зевсом,

Эсхил с такой художественной силой

Изобразил ненависть Прометея к богам

И его страстный протест против всякого

Насилия и угнетения, что этот образ

Преодолел скованность религиозного

Мировоззрения Эсхила и приобрел

Огромную обобщающую силу в последующие

Века для изображения всякого

Богоборчества и революционного протеста

Против всех угнетателей свободной

Человеческой личности. Маркс заметил

Однажды, что боги Греции были

«смертельно ранены» в «Прометее Прикованном

» Эсхила 2.

Давая истолкование образу Прометея

И сущности конфликта между ним

И Зевсом в духе гегелевской философии,

Белинский писал: «Прометей и Зевс

Это — божество, разделившееся на самого

Себя, это сознание, распавшееся

На две стороны, которые по закону

Диалектического развития враждебно

Стали одна к другой. Зевс — это непосредственная

Полнота сознания. Прометей

Это — сила рассуждающая, дух,

Не признающий никаких авторитетов,

кроме разума и справедливости...» 3.

Такое истолкование не может быть

Принято в настоящее время, но характеристика,

Данная Прометею в конце

Приведенного рассуждения, показывает,

Как высоко ставил Белинский этот

Образ. В этом же рассуждении Белинского

О смысле мифа о Прометее находятся

следующие замечательные слова:

«Зевс не прав, но он еще существует,

И власть его еще сильна — он еще

Мстит своему противнику; зачем же он

силен, если он не прав? Затем, что-

Прометею суждено только начать великое

Дело, а не кончить его; он — только

Очистительная жертва общего дела, а не

Торжествующий победитель; он дал движение

Сознанию, которое без него коснело

Бы в недеятельности, но он еще

не видел результата сознания: он начал

Борьбу, но не ему суждена полная

Победа. Прометей дал знать людям, что

В истине и знании они боги, что громы

И молнии еще не доказательства правоты,

А только доказательства неправой

власти...» 4.

Огарев в своем «Прометее», написанном

В 1841 г., изображает героя как

Борца с тиранией.

Шевченко в стихотворении «Кавказ»

Рисует страдающего титана, прикованного

К горам Кавказа, как символ

Истерзанной России.

В наше время украинский поэт А. Ма-

лышко создал поэму «Прометей». Герой

Поэмы — юноша, солдат, героически

Погибший за счастье народа.

Для Гёте, написавшего в 1773 г.

драму «Прометей», титан был воплощением

Свободного творческого духа,

Освободившегося от веры в богов, наслаждающегося

Плодом своей созидательной

Работы. Для Байрона Прометей

Стал прототипом всех его мятеж-

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Из рашшх произведений, М., 1956, стр. 25. 2 См.: К. М а р к с иФ. Э н г е л ь с , Сочинения, т. I, стр. 418. 3 В. Г. Б е л и н с к и й , Русская народная поэзия. Статья II, т. II, Спб., 1896, стр. 333.

* Там же, стр. 333.

Эсхил 93

ных героев. Творец «Манфреда» видел

В Прометее воплощение безграничной

Гордости. Английский лирик Шелли

Вложил новую идею в старый миф о гордом

титане. Для Шелли «Прометей

Является типом высшего нравственного



Просмотров 439

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!