Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И умственного совершенства, повинующимся



Самым чистым бескорыстным

Побуждениям, которые ведут к самым

благородным целям» 1. Прометей

У него прежде всего бескорыстный мученик

За права страждущего человечества.

Он горд, но в нем нет ожесточения

Против Зевса. Он раскаивается

В собственных словах, которыми когда-

то проклял Зевса: «Они бесплодны.

Я не могу, чтобы кто-нибудь страдал».

Однако Шелли, по его собственным

Словам, испытывал отвращение

К такой слабой развязке, как примирение

Поборника человека с его угнетателем.

Что представляет собой театральное

оформление в этой трагедии? О скале,

К которой был прикован Прометей,

уже упоминалось: она была устроена

Вне орхестры или на ее касательной

И представляла собой массивное деревянное

Сооружение. В конце трагедии

Эта скала вместе с Прометеем проваливалась

Появление Океанид осуществлялось,

Вероятно, с помощью крылатой

Колесницы.

Если при Эсхиле не было еще машины

Для полетов, то, очевидно, полет

И Океанид и Океана, следует предполагать,

Уже совершился до того момента,

Как они появляются на глазах у зрителей.

И при возвращении Океана

Домой его крылатый конь не обязательно

Должен был сразу отделиться

От земли. Фантазия зрителей охотно

Ш е л л и , Полное собрание сочинений

Стр. 334.

2 См. гл. V, «Устройство греческого теа!

Допускала, что он поднимался в воздух,

Как только исчезал с их глаз.

Однако, по мнению некоторых исследователей,

Нет основания отказываться

От общепринятой точки зрения, что

Океан появлялся с помощью «журавля»

И, вероятно, не оставлял своего коня

JB течение этой короткой сцены. Что касается

Появления Ио, то естественно

Предположить, что ее дикий танец

Происходит на орхестре и что при

Диалоге с Прометеем она стоит на

Покатом подъеме скалы, идущем от

Орхестры.

При рассмотрении пролога возникает

еще один вопрос: сколько же актеров

в нем выступало — два или три? Так

Как в пьесе приводятся три действующих

Лица (Власть, Гефест и Прометей),

То, надо думать, для пролога требовалось

Три актера, хотя, начиная

Уже со 128 стиха, для пьесы нужны

Были лишь два. По вопросу о числе

Актеров имеются два противоположных

Мнения. Одни считают, что Прометея,

Которому вбивали железный

Гвоздь в грудь, изображал манекен.

Когда мучители титана удалялись

И следовала его жалоба, обращенная

К матери-Земле и стихиям, ее произносил

Актер, только что перед этим сыгравший

Роль Гефеста, а затем незаметно

Проскользнувший в значительно

Превышавший человеческий рост макет

Манекена. Другие ученые возражают,

Считая, что в прологе выступало

Три актера, хотя в конце пьесы остается

Два. Что же касается сцены с вколачиванием

В грудь Прометея железного

Гвоздя, то это, по мнению немецкого

Филолога начала XX в. Э. Бете, никак

Не может служить доказательством, что

переводе К. Бальмонта, т. II, Спб, «Знание»,

Глава VI

В прологе действовал манекен, а не

Живой актер, поскольку создание подобной

Сцены целиком зависит от

Искусства актера.

Существуют гипотезы, согласно которым

трагедия «Прометей Прикованный

» дошла до нас в переработанном

Виде. Ссылаясь на некоторые метрические

Особенности самой пьесы и на

Невозможность применения в эпоху

Эсхила машины для полетов, тот же

На основании содержания этой трагедии

Можно с уверенностью сказать,

Что произошло дальнейшее усовершенствование

В устройстве скены. Теперь

Она изображает обычно дворец или

Храм и служит задним фоном для игры

Актеров. В первой части трилогии на

Кровле дворца Атридов в Аргосе (то

Есть на кровле скены) лежит страж,

Монолог которого и составляет пролог

Драмы. Согласно приказанию Клитемнестры,

Он ждет сигнального огня,

Возвещающего о падении Трои. Страж

Говорит о своей тяжелой доле и о том,

Что в доме Агамемнона неблагополучно.

Зрители, знавшие миф, понимали, что

Речь идет об измене Клитемнестры своему

Мужу. Увидев сигнальный огонь,

Страж спешит сообщить об этом царице.

На орхестру выходит хор аргосских

Старейшин, а затем появляется Кли-

Бете приходит к выводу, что эта переработка

«Прометея» была совершена

Самое раннее в 20-х гг. V в. до н. э.

В первоначальной же редакции «Прометея

» ни хор Океанид, ни их отец

Океан по воздуху не летали. Указание

На полет, по мнению Бете, есть

Ж)зднейшая вставка в текст (интерполяция).

Однако доводы Бете не могут

Быть признаны безусловно убедительными

И встречают возражения.



Просмотров 431

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!