Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
И умственного совершенства, повинующимся
Самым чистым бескорыстным Побуждениям, которые ведут к самым благородным целям» 1. Прометей У него прежде всего бескорыстный мученик За права страждущего человечества. Он горд, но в нем нет ожесточения Против Зевса. Он раскаивается В собственных словах, которыми когда- то проклял Зевса: «Они бесплодны. Я не могу, чтобы кто-нибудь страдал». Однако Шелли, по его собственным Словам, испытывал отвращение К такой слабой развязке, как примирение Поборника человека с его угнетателем. Что представляет собой театральное оформление в этой трагедии? О скале, К которой был прикован Прометей, уже упоминалось: она была устроена Вне орхестры или на ее касательной И представляла собой массивное деревянное Сооружение. В конце трагедии Эта скала вместе с Прометеем проваливалась Появление Океанид осуществлялось, Вероятно, с помощью крылатой Колесницы. Если при Эсхиле не было еще машины Для полетов, то, очевидно, полет И Океанид и Океана, следует предполагать, Уже совершился до того момента, Как они появляются на глазах у зрителей. И при возвращении Океана Домой его крылатый конь не обязательно Должен был сразу отделиться От земли. Фантазия зрителей охотно Ш е л л и , Полное собрание сочинений Стр. 334. 2 См. гл. V, «Устройство греческого теа! Допускала, что он поднимался в воздух, Как только исчезал с их глаз. Однако, по мнению некоторых исследователей, Нет основания отказываться От общепринятой точки зрения, что Океан появлялся с помощью «журавля» И, вероятно, не оставлял своего коня JB течение этой короткой сцены. Что касается Появления Ио, то естественно Предположить, что ее дикий танец Происходит на орхестре и что при Диалоге с Прометеем она стоит на Покатом подъеме скалы, идущем от Орхестры. При рассмотрении пролога возникает еще один вопрос: сколько же актеров в нем выступало — два или три? Так Как в пьесе приводятся три действующих Лица (Власть, Гефест и Прометей), То, надо думать, для пролога требовалось Три актера, хотя, начиная Уже со 128 стиха, для пьесы нужны Были лишь два. По вопросу о числе Актеров имеются два противоположных Мнения. Одни считают, что Прометея, Которому вбивали железный Гвоздь в грудь, изображал манекен. Когда мучители титана удалялись И следовала его жалоба, обращенная К матери-Земле и стихиям, ее произносил Актер, только что перед этим сыгравший Роль Гефеста, а затем незаметно Проскользнувший в значительно Превышавший человеческий рост макет Манекена. Другие ученые возражают, Считая, что в прологе выступало Три актера, хотя в конце пьесы остается Два. Что же касается сцены с вколачиванием В грудь Прометея железного Гвоздя, то это, по мнению немецкого Филолога начала XX в. Э. Бете, никак Не может служить доказательством, что переводе К. Бальмонта, т. II, Спб, «Знание», Глава VI В прологе действовал манекен, а не Живой актер, поскольку создание подобной Сцены целиком зависит от Искусства актера. Существуют гипотезы, согласно которым трагедия «Прометей Прикованный » дошла до нас в переработанном Виде. Ссылаясь на некоторые метрические Особенности самой пьесы и на Невозможность применения в эпоху Эсхила машины для полетов, тот же На основании содержания этой трагедии Можно с уверенностью сказать, Что произошло дальнейшее усовершенствование В устройстве скены. Теперь Она изображает обычно дворец или Храм и служит задним фоном для игры Актеров. В первой части трилогии на Кровле дворца Атридов в Аргосе (то Есть на кровле скены) лежит страж, Монолог которого и составляет пролог Драмы. Согласно приказанию Клитемнестры, Он ждет сигнального огня, Возвещающего о падении Трои. Страж Говорит о своей тяжелой доле и о том, Что в доме Агамемнона неблагополучно. Зрители, знавшие миф, понимали, что Речь идет об измене Клитемнестры своему Мужу. Увидев сигнальный огонь, Страж спешит сообщить об этом царице. На орхестру выходит хор аргосских Старейшин, а затем появляется Кли- Бете приходит к выводу, что эта переработка «Прометея» была совершена Самое раннее в 20-х гг. V в. до н. э. В первоначальной же редакции «Прометея » ни хор Океанид, ни их отец Океан по воздуху не летали. Указание На полет, по мнению Бете, есть Ж)зднейшая вставка в текст (интерполяция). Однако доводы Бете не могут Быть признаны безусловно убедительными И встречают возражения.
|