Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Темнестра в сопровождении прислужниц



И с молитвою обходит алтари.

Песни хора, составленного из аргосских

Старейшин, усиливали тревожную

Атмосферу, в которой развивалось действие.

Хор в это время поет о знамениях,

Бывших при начале похода под

Трою, и о жертвоприношении Ифи-

Гении. Сообщение Клитемнестры о взятии

Трои хор вначале встречает с недоверием.

В длинной песне он вспоминает

События, связанные с Троянской войной,

И высказывает волнующие его

Чувства. Зевс справедливо отомстил

Парису за его нечестие, но сколько

Бед принес брак Париса и Елены и эллинам

и троянцам! Родной стране

Елена оставила лязг копий и стук

Щитов. В Трою же она повезла приданым

Смерть. В домах эллинов царят

Скорбь и плач. Из-за Елены гибнут

«ОРЕСТЕЯ»

«Орестея» представляет собой един- полном виде. Она состоит из трех траге-

ственную трагическую трилогию, до- дий: «Агамемнон», «Хоэфоры»* и «Эв-

шедшую до нас из античных времен в мениды».

«АГАМЕМНОН»

Это слово в переводе с греческого означает — приносящие возлияние (подразумевается —

На могилу Агамемнона). Заупокойное возлияние представляло собой смесь из воды, вина и меда.

Эсхил 95

Под Троей воины, и вместо мужей возвращаются

На родину урны с их пеплом.

В народе нарастает ненависть против

Атридов, поведших за море войско.

Приходит глашатай, который возвещает

О падении Трои. Здесь явно

выступает сценическая условность:

После сигнального огня прошло всего

Несколько минут, а на орхестре уже

Появляется человек, который как очевидец

Рассказывает о гибели Трои.

Однако эта условность нисколько не

Смущала зрителей. Прибытие из-под

Трои Агамемнона, торжественно въезжающего

На орхестру на колеснице

В сопровождении войска, приближает

Катастрофу, ожиданием которой наполнена

Вся предшествующая часть пьесы.

За колесницей Агамемнона следует

Вторая колесница, на которой находится

Пленница Кассандра, дочь убитого

Троянского царя Приама. Встреча

Клитемнестры с Агамемноном, которого

Она собирается убить,— центральная

Часть драмы. Действия и слова

Клитемнестры насквозь пронизаны

Ложью и лицемерием. В длинной и цветистой

Речи она называет Агамемнона

Землей, неожиданно появившейся перед

Глазами потерявших надежду мореплавателей,

Лучезарным днем после бури,

Свежим источником для жаждущего

Путника. Она приказывает служанкам

Постелить пурпуровые ковры на его

Пути во дворец, хотя царь и отказывается

Сначала от такой почести, приличной,

По его словам, только богам,

Зависть которых он боится возбудить.

Следуя за Агамемноном, Клитемнестра

Перед входом во дворец произносит

двусмысленные слова: пусть Зевс совершит

Все по ее мольбе.

С большой убедительностью — и

Именно для греческого зрителя — Эсхил

Показывает, что как раз в тот момент,

Когда Агамемнон находится на

Вершине счастья, хор вспоминает о его

Страшной вине — жертвоприношении

Ифигении.

Призрак принесенной в жертву девушки

Встает перед глазами старцевг

Но, как и раньше, они не называют ее по

Имени. Тяжелые предчувствия и тоска

Пронизывают стасим третий хора. Они

Усиливаются во время сцены пророческого

Исступления Кассандры, поющей

О представляющихся ей кровавых

Видениях, и переходят в ужас, когда

Пророчица, придя в себя, прямо говорит

Хору, что он увидит смерть Агамемнона.

Оплакивая свою судьбу

И обращаясь к солнцу, светящему ей

В последний раз, с мольбой о том, чтобы

Ее убийцы получили возмездие, Кассандра

Входит во дворец. Обе жертвы

Теперь в руках Клитемнестры, которая

и осуществляет за сценой свой план.

Об убийстве во дворце зрителей извещали

Вопли смертельно раненного Агамемнона,

А затем перед их глазами

Появлялась и сама Клитемнестра с окровавленной

Секирой в руках. Из текста

Можно сделать совершенно определенное

заключение, что зрителям были

Видны труп Агамемнона в ванне х и труп

Кассандры. Царица вместе со своими

Жертвами была показана на эккиклеме,

Которая в то же время условно обо-

1 В ст. 1537—1540 хор поет:

«Мать сырая Земля!

Что заране мой прах не взяла ты к себе.

Милосердная Мать, чтоб не видел мой взор,

Как в сребряной стоит он купели».

(«Греческая трагедия...», стр. 103). Мы даем это место в переводе Вяч. Иванова, так как перевод

С. Апта в отдельном издании «Орестеи» (М., 1961) исходит из иного понимания текста.

Глава VI

Сначала и самое место уоийства —

Ванную комнату. Последний эписодий



Просмотров 441

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!