Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Мужеубийцу Клитемнестру на том
Основании, что она пролила неродную Кровь. Хор покидает орхестру; Эринии Мчатся в погоню за Орестом. Это чрезвычайно Редкий случай, когда хор Трагедии временно покидает орхестру. Затем действие переносится в Афины, Где конфликт находит свое разрешение И Орест получает оправдание. Ситуация Третьего эписодия напоминает то, Г о р г о н ы — мифические существа, взгляд которых превращал в камень все живое. Эсхил 99 Орест, преследуемый Эриниями. Амфора из музея в Неаполе Что было в прологе. Выйдя из левого Парода, Орест садится возле кумира Афины. Здесь он будет ожидать суда И приговора. Затем из того же парода Выбегают Эринии. Это второе вступление Хора на орхестру, или так называемый «малый парод» или «эпипарод». Эринии нашли Ореста, и теперь ни Аполлон, ни Афина не вырвут его из Их рук. Они высосут из него всю кровь. Кружась вокруг Ореста, они поют свой «сковывающий гимн». Появляется на колеснице Афина-Пал- Лада во всем блеске своего вооружения. Афина говорит, что прилетела без крыльев из-под Трои, «запрягши сильными конями эту колесницу» (ст. 405). Эринии обвиняют перед ней матереубийцу Ореста. Афина заявляет, что Одна она этого дела решить не может И желает передать его на суд афинских Старейшин. Глашатай трубит по ее Приказанию, созывая народ на собрание. Судьи выходят на орхестру. Здесь Же появляется Аполлон и становится Возле Ореста. Начинается суд. Первое Слово получают Эринии, уличающие Ореста в преступлении. Орест признается В нем, но просит Аполлона Доказать, что месть его была справедливой. После этого следует речь Аполлона. Он говорит о том, как ужасна Смерть, когда прославленный боец, наделенный Царским скипетром, погибает Бесславно от женских рук. Затем Аполлон Излагает картину убийства Агамемнона И, наконец, выдвигает общее положение: право отца выше права Матери. Настоящим творцом ребенка Является отец, мать только носит в себе 7* Глава VI Зародыш. Прения сторон заканчиваются, И Афина велит судьям класть в урну Камешки. Пусть этот суд, говорит она, Навсегда останется строгим и неподкупным. От холма, на котором он собрался, он получит название «Ареопаг » *. Первым кидает свой камешек Аполлон. Судьи один за другим также Бросают в урну камешки и затем садятся Па свои места. Афина кладет Свой камешек последней — и в оправдание Ореста говорит, что она не станет Жалеть женщину, убившую своего Мужа, так как повелитель в доме муж. При подсчете оказывается, что число Камешков, поданных за оправдание Ореста и за осуждение его,— одинаково Орест оправдан, он счастлив, Что Афина, Аполлон и Зевс спасли его. От имени возвращаемого ему Аргоса Он дает обет, что никогда его город не Выступит против Афин. Если ж его Потомки нарушат эту клятву, пусть Постигнет их несчастье. Но разгневанные Приговором суда Эринии угрожают, Что пошлют на Афины мор и глад, которые Сгубят край. Однако Афина старается успокоить их: Эринии должны Остаться в стране, народ которой будет Прославлен на все времена; они будут Жить в счастливом краю, и люди будут Почитать их из рода в род. В конце Концов Афине удается уговорить разгневанных Богинь. Эринии успокаиваются И превращаются в Эвменид, то есть в «милостивых богинь». Они Благословляют город и произносят заклинания, Отгоняющие от него всякие Беды и сулящие ему благоденствие. Афина призывает весь народ проводить Богинь в отведенную им обитель. В торжественной процессии, предшествуемые Афиной, стоящей на колеснице, Движутся одетые в пурпуровые Одежды старцы, женщины, юноши И девушки. Провожатые поют радостный Гимн в честь Эвменид. Актеры и хор покидают орхестру, и «Орестея» заканчивается. Попытаемся теперь выяснить, в чем Заключается основная идея трилогии. В доме Атридов поселился дух возмездия — Аластор. Он обрушивает все новые И новые кровавые преступления На головы сменяющихся поколений. В трилогии ясно проводится мысль О родовом грехе. Ифигения, о которой говорится в пароде «Агамемнона», лично Ни в чем не виновна, но она падает Жертвой этого родового греха. С точки Зрения родового миропонимания это представляется совершенно естественным: Нравственная солидарность членов Рода или семьи друг с другом настолько Сильна, что каждый из них отвечает за грехи другого. В «Орестее» Не один раз упоминается о неумолимом
|