Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Мужеубийцу Клитемнестру на том



Основании, что она пролила неродную

Кровь. Хор покидает орхестру; Эринии

Мчатся в погоню за Орестом. Это чрезвычайно

Редкий случай, когда хор

Трагедии временно покидает орхестру.

Затем действие переносится в Афины,

Где конфликт находит свое разрешение

И Орест получает оправдание. Ситуация

Третьего эписодия напоминает то,

Г о р г о н ы — мифические существа, взгляд которых превращал в камень все живое.

Эсхил 99

Орест, преследуемый Эриниями.

Амфора из музея в Неаполе

Что было в прологе. Выйдя из левого

Парода, Орест садится возле кумира

Афины. Здесь он будет ожидать суда

И приговора. Затем из того же парода

Выбегают Эринии. Это второе вступление

Хора на орхестру, или так называемый

«малый парод» или «эпипарод».

Эринии нашли Ореста, и теперь ни

Аполлон, ни Афина не вырвут его из

Их рук. Они высосут из него всю кровь.

Кружась вокруг Ореста, они поют свой

«сковывающий гимн».

Появляется на колеснице Афина-Пал-

Лада во всем блеске своего вооружения.

Афина говорит, что прилетела без

крыльев из-под Трои, «запрягши сильными

конями эту колесницу» (ст. 405).

Эринии обвиняют перед ней матереубийцу

Ореста. Афина заявляет, что

Одна она этого дела решить не может

И желает передать его на суд афинских

Старейшин. Глашатай трубит по ее

Приказанию, созывая народ на собрание.

Судьи выходят на орхестру. Здесь

Же появляется Аполлон и становится

Возле Ореста. Начинается суд. Первое

Слово получают Эринии, уличающие

Ореста в преступлении. Орест признается

В нем, но просит Аполлона

Доказать, что месть его была справедливой.

После этого следует речь Аполлона.

Он говорит о том, как ужасна

Смерть, когда прославленный боец, наделенный

Царским скипетром, погибает

Бесславно от женских рук. Затем Аполлон

Излагает картину убийства Агамемнона

И, наконец, выдвигает общее

положение: право отца выше права

Матери. Настоящим творцом ребенка

Является отец, мать только носит в себе

7*

Глава VI

Зародыш. Прения сторон заканчиваются,

И Афина велит судьям класть в урну

Камешки. Пусть этот суд, говорит она,

Навсегда останется строгим и неподкупным.

От холма, на котором он

собрался, он получит название «Ареопаг

» *. Первым кидает свой камешек

Аполлон. Судьи один за другим также

Бросают в урну камешки и затем садятся

Па свои места. Афина кладет

Свой камешек последней — и в оправдание

Ореста говорит, что она не станет

Жалеть женщину, убившую своего

Мужа, так как повелитель в доме муж.

При подсчете оказывается, что число

Камешков, поданных за оправдание

Ореста и за осуждение его,— одинаково

Орест оправдан, он счастлив,

Что Афина, Аполлон и Зевс спасли его.

От имени возвращаемого ему Аргоса

Он дает обет, что никогда его город не

Выступит против Афин. Если ж его

Потомки нарушат эту клятву, пусть

Постигнет их несчастье. Но разгневанные

Приговором суда Эринии угрожают,

Что пошлют на Афины мор и глад, которые

Сгубят край. Однако Афина старается

успокоить их: Эринии должны

Остаться в стране, народ которой будет

Прославлен на все времена; они будут

Жить в счастливом краю, и люди будут

Почитать их из рода в род. В конце

Концов Афине удается уговорить разгневанных

Богинь. Эринии успокаиваются

И превращаются в Эвменид,

то есть в «милостивых богинь». Они

Благословляют город и произносят заклинания,

Отгоняющие от него всякие

Беды и сулящие ему благоденствие.

Афина призывает весь народ проводить

Богинь в отведенную им обитель.

В торжественной процессии, предшествуемые

Афиной, стоящей на колеснице,

Движутся одетые в пурпуровые

Одежды старцы, женщины, юноши

И девушки. Провожатые поют радостный

Гимн в честь Эвменид. Актеры и хор

покидают орхестру, и «Орестея» заканчивается.

Попытаемся теперь выяснить, в чем

Заключается основная идея трилогии.

В доме Атридов поселился дух возмездия

— Аластор. Он обрушивает все новые

И новые кровавые преступления

На головы сменяющихся поколений.

В трилогии ясно проводится мысль

О родовом грехе. Ифигения, о которой

говорится в пароде «Агамемнона», лично

Ни в чем не виновна, но она падает

Жертвой этого родового греха. С точки

Зрения родового миропонимания это

представляется совершенно естественным:

Нравственная солидарность членов

Рода или семьи друг с другом настолько

Сильна, что каждый из них

отвечает за грехи другого. В «Орестее»

Не один раз упоминается о неумолимом



Просмотров 455

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!