Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роке, нависшем над домом Атридов



Однако этот рок выступает не в виде

Слепого случая, а как неподкупный

Свидетель, карающий преступление и

Высокомерие.

В предисловии к 4-му изданию своей

книги «Происхождение семьи, частной

собственности и государства» Энгельс,

Опираясь на данные, собранные в труде

швейцарского ученого Б'ахофена «Материнское

право», говорит, что в «Орестее»

Эсхила в художественной форме дано

Изображение победы отцовского права

Над материнским. В потрясающем образе

Клитемнестры, убившей своего мужа,

Нашла отражение прожитая некогда

Человечеством стадия матриархата.

В ходе истории матриархат сменился

Патриархатом. Это была многовековая

1 А р е о п а г по-гречески означает «холм Ареса».

Согласно обычаю, при таком результате голосования обвиняемый считается оправданным.

Эсхил 101

Борьба между подымающимся в героическую

Эпоху новым отцовским и старым

Материнским правом. Подробности

Этой борьбы теряются для нас в глубине

Веков, но, по словам Энгельса, эта

борьба была «одной из самых радикальных,

пережитых человечеством»х революций.

Политическое отображение этой

Борьбы между отцовским и материнским

Правом и победы отцовского права

Мы и находим в трилогии Эсхила

«Орестея».

Но кто же в конечном счете оправдывает

Ореста? Аполлон и даже сама

Афина бессильны сделать это. Решение

Передается суду человеческому — самому

Афинскому государству. Именно

Само афинское государство вершит суд

И оправдывает матереубийцу, отменяя

Институт кровавой мести. Молодая

Афинская государственность торжествует

Над бытовавшей в родовом обществе

Расправой отдельных лиц.

В «Орестее» мы находим отражение

И политической борьбы тех лет. В 462 г.,

То есть года за четыре до постановки

Этой трилогии, афинская демократия

Нанесла сокрушительный удар ареопагу

— судебно-политическому трибуналу,

Которому принадлежало право

Суда по важнейшим уголовным преступлениям

И высший политический контроль

За всеми учреждениями в госуа

Дарстве. Он являлся оплотом аристократии

И реакции. В 462 г. на основании

Закона, предложенного Эфиальтом,

Демократия лишила ареопаг его прежнего

значения: он потерял право политического

Контроля, за ним оставили

Только суд по некоторым преступлениям.

В своей трилогии, как мы уже

Видели, Эсхил становится на защиту

Ареопага. Богиня Афина заповедует

Народу хранить ареопаг нерушимым

И не вносить никаких изменений в его

Устройство. В этом вопросе сказывается

Консерватизм политических взглядов

Эсхила.

Необходимо обратить внимание и на

Следующее. Орест обещает Афинам

Вечный союз с Аргосом. В этом бесспорно

Содержится намек на современные

Поэту события. Незадолго до постановки

«Орестеи» вожди демократии

Афин и Аргоса заключили союз, направленный

Против Спарты. Уже одно

Это показывает, что, несмотря на консерватизм

Своих политических воззрений

В отношении ареопага, Эсхил не

Был безоговорочным поборником тогдашней

Аристократической партии, которая

Желала заключения союза со

Спартой для подавления демократии

В Афинах.

ДРАМАТУРГИЯ «ОРЕСТЕИ»

Драматургическая техника «Орестеи» вития событий в «Хоэфорах». Клитем-

Представляется совершеннее других, бо- нестра только что получила известие

Лее ранних трагедий Эсхила. Здесь вы- о смерти Ореста. Она счастлива, так

Ступают уже три актера, а искусство как отныне исчез вечный страх в ожи-

Перипетии 2 доводится до большого дании прихода мстителя. Но это —

Совершенства. Это ясно видно из раз- счастье за несколько минут до ее

К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Сочинения, т. 21, стр. 59.

П е р и п е т и я — внезапная перемена (к лучшему или худшему) в развитии событий.

Глава VI

Гибели. Однако ее смерть не является

Чем-то случайным, а подготовляется

Всем предыдущим развитием действия

Трагедии.

До написания «Орестеи» Эсхил создавал

Грандиозные образы, например

Прометея, исполненные глубокого философского

Содержания, но обрисованные

Несколько общими чертами. Это —

Полные сверхчеловеческой силы персонажи,

Но еще не реальные люди.

В «Орестее» действующие лица обрисованы

По-иному — они выступают перед

Зрителями со своими индивидуальными,

Только им свойственными, человеческими

Чертами. Клитемнестра обладает

Огромной силой воли, она не

Останавливается ни перед чем для достижения

Своих целей. Она хитростью



Просмотров 507

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!