Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Своим страданием и в то же время
ненависти к богам достигает апогея: Уверен будь, что я б не променял Моих скорбей на рабское служенье... Я ненавижу всех богов: они Мне за добро мучением воздали3. Напрасно Гермес описывает ужасные Мучения, которым в случае отказа Открыть тайну подвергнет Прометея Зевс. Он испепелит его утес и схоронит Его тело в каменных объятиях скалы. А когда после долгого-долгого времени Прометей вновь выйдет на свет, орел Будет терзать его тело и клевать его Печень. Но Прометей непреклонен. Гермес велит Океанидам отойти от СкаЛы, но те отказываются и решают лучше погибнуть вместе* с Прометеем, Чем изменить ему. После этого при Ударах грома и сверкании молний Прометей проваливается под землю. «Прометей Прикованный» составляет Часть трилогии. Две другие пьесы носили заглавие «Прометей Освобожденный » и «Прометей Огненосец». От «Прометея Освобожденного» дошли небольшие Отрывки. Вместе с рядом намеков, содержащихся в «Прометее Прикованном », их вполне достаточно, чтобы в общих чертах восстановить содержание Трагедии. Прежде всего у нас возникает Вопрос, состоялось ли в этой Второй части примирение между Зевсом и Прометеем? На это следует ответить Только утвердительно. Представление О том, что во второй пьесе Прометей Занимает столь же непримиримую Позицию в отношении Зевса, было бы Непростительной модернизацией. Прежде всего, уже в «Прометее Прикованном » есть указание на будущее примирение Зевса с Прометеем. После антистрофы Второй парода Прометей говорит Океанидам: Я знаю, что Зевс суров, что ему Справедливостью служит его произвол, Но настанет час: Он смягчится, разбитый ударом судьбы, Смирит наконец свой упорный гнев И дружбы союз заключить поспешит Со мной, спешащим навстречу *. Имеется в виду Геракл. 2 У греков был миф, в котором рассказывалось, что Зевс собирался вступить в брак с морской •богиней Фетидой, но потом отказался от сватовства, так как узнал, что от этого брака родится <сын, который будет сильнее своего отца. Фетиду отдали в жены смертному герою Лелею, и она .родила ему величайшего из героев — Ахилла. 3 «Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Эврипид», стр. 44. 4 Там же, стр. 15. Эсхил 91 Кроме того, грек времени Эсхила Никогда не мог бы уйти из театра под Впечатлением прямых обвинений против Зевса и даже хулы на него. Можно Вместе с тем с полной уверенностью Сказать, что в этом примирении не было Ничего унизительного для Прометея. В «Прометее Освобожденном» действие Развертывается в горах Кавказа. Прометей снова находится на земле И, как и прежде, прикован к скале. Хор состоит из титанов, которые освобождены Уже Зевсом из Тартара. Затем Является Геракл, пришедший сюда в поисках чудесного сада Гесперид \ Яблоки которого должны были даровать Ему бессмертие. Прометей подробно Рассказывает Гераклу о пути к Гес- Перидам. В благодарность за это Геракл, Вероятно, не без воли Зевса, Убивает орла, терзающего печень Прометея. Как дальше происходило примирение, Сделал ли первый шаг Прометей, Раскрыв Зевсу по побуждению Титанов тайну о браке или сам Зевс по Ходатайству матери Прометея Геи приказывал Сообщить Прометею об его Освобождении,— этого мы не знаем. Возможно, что трилогию замыкала сатировская драма «Прометей Огне- носец», изображавшая установление Аттического празднества в честь Прометея, Великого благодетеля людей. Высказывалось и другое мнение, согласно Которому в конец трилогии следует ставить «Прометея Освобожденного », то есть ту трагедию, в которой Происходит смысловое исчерпание Конфликта. Философско-социальный смысл образа Прометея заключается прежде Всего в действенном протесте против Всякого насилия и угнетения. Титан Прометей выступает как благодетель Человеческого рода, борец за культуру И права людей. Он испытывает величайшие Страдания, но воля его несгибаема. Прометей сознательно и добровольно * «погрешил» против власти Зевса, хотя и знал, что за это* ему суждены т^яжкие муки в течение многих веков. Высокий разум, объемлющий весь ход Развития культуры, всю дальнейшую Историю человечества, благороднейшие Нравственные побуждения, отвергающие Всякую несправедливость, и горячее Сочувствие к людям породили Его протест против тирании Зевса. Высота поставленной цели — борьба
|