Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Своим страданием и в то же время



ненависти к богам достигает апогея:

Уверен будь, что я б не променял

Моих скорбей на рабское служенье...

Я ненавижу всех богов: они

Мне за добро мучением воздали3.

Напрасно Гермес описывает ужасные

Мучения, которым в случае отказа

Открыть тайну подвергнет Прометея

Зевс. Он испепелит его утес и схоронит

Его тело в каменных объятиях скалы.

А когда после долгого-долгого времени

Прометей вновь выйдет на свет, орел

Будет терзать его тело и клевать его

Печень. Но Прометей непреклонен.

Гермес велит Океанидам отойти от

СкаЛы, но те отказываются и решают

лучше погибнуть вместе* с Прометеем,

Чем изменить ему. После этого при

Ударах грома и сверкании молний

Прометей проваливается под землю.

«Прометей Прикованный» составляет

Часть трилогии. Две другие пьесы носили

заглавие «Прометей Освобожденный

» и «Прометей Огненосец». От «Прометея

Освобожденного» дошли небольшие

Отрывки. Вместе с рядом намеков,

содержащихся в «Прометее Прикованном

», их вполне достаточно, чтобы в общих

чертах восстановить содержание

Трагедии. Прежде всего у нас возникает

Вопрос, состоялось ли в этой

Второй части примирение между Зевсом

и Прометеем? На это следует ответить

Только утвердительно. Представление

О том, что во второй пьесе Прометей

Занимает столь же непримиримую

Позицию в отношении Зевса, было бы

Непростительной модернизацией. Прежде

всего, уже в «Прометее Прикованном

» есть указание на будущее примирение

Зевса с Прометеем. После антистрофы

Второй парода Прометей говорит

Океанидам:

Я знаю, что Зевс суров, что ему

Справедливостью служит его произвол,

Но настанет час:

Он смягчится, разбитый ударом судьбы,

Смирит наконец свой упорный гнев

И дружбы союз заключить поспешит

Со мной, спешащим навстречу *.

Имеется в виду Геракл. 2 У греков был миф, в котором рассказывалось, что Зевс собирался вступить в брак с морской

•богиней Фетидой, но потом отказался от сватовства, так как узнал, что от этого брака родится

<сын, который будет сильнее своего отца. Фетиду отдали в жены смертному герою Лелею, и она

.родила ему величайшего из героев — Ахилла. 3 «Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Эврипид», стр. 44. 4 Там же, стр. 15.

Эсхил 91

Кроме того, грек времени Эсхила

Никогда не мог бы уйти из театра под

Впечатлением прямых обвинений против

Зевса и даже хулы на него. Можно

Вместе с тем с полной уверенностью

Сказать, что в этом примирении не было

Ничего унизительного для Прометея.

В «Прометее Освобожденном» действие

Развертывается в горах Кавказа.

Прометей снова находится на земле

И, как и прежде, прикован к скале.

Хор состоит из титанов, которые освобождены

Уже Зевсом из Тартара. Затем

Является Геракл, пришедший сюда

в поисках чудесного сада Гесперид \

Яблоки которого должны были даровать

Ему бессмертие. Прометей подробно

Рассказывает Гераклу о пути к Гес-

Перидам. В благодарность за это Геракл,

Вероятно, не без воли Зевса,

Убивает орла, терзающего печень Прометея.

Как дальше происходило примирение,

Сделал ли первый шаг Прометей,

Раскрыв Зевсу по побуждению

Титанов тайну о браке или сам Зевс по

Ходатайству матери Прометея Геи приказывал

Сообщить Прометею об его

Освобождении,— этого мы не знаем.

Возможно, что трилогию замыкала

сатировская драма «Прометей Огне-

носец», изображавшая установление

Аттического празднества в честь Прометея,

Великого благодетеля людей.

Высказывалось и другое мнение, согласно

Которому в конец трилогии

следует ставить «Прометея Освобожденного

», то есть ту трагедию, в которой

Происходит смысловое исчерпание

Конфликта.

Философско-социальный смысл образа

Прометея заключается прежде

Всего в действенном протесте против

Всякого насилия и угнетения. Титан

Прометей выступает как благодетель

Человеческого рода, борец за культуру

И права людей. Он испытывает величайшие

Страдания, но воля его несгибаема.

Прометей сознательно и добровольно

* «погрешил» против власти Зевса,

хотя и знал, что за это* ему суждены

т^яжкие муки в течение многих веков.

Высокий разум, объемлющий весь ход

Развития культуры, всю дальнейшую

Историю человечества, благороднейшие

Нравственные побуждения, отвергающие

Всякую несправедливость, и горячее

Сочувствие к людям породили

Его протест против тирании Зевса.

Высота поставленной цели — борьба



Просмотров 529

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!