Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Прометей и сам признает, что он погрешил,
и притом «добровольно». Если считать, что у Зевса присутствуют Те черты, какими наделяет его Гомер, то царь богов имел формальное Право наказать Прометея как нарушителя Его воли и установленного Им мирового порядка, тем более что Господство Зевса установилось лишь Недавно, а новые владыки всегда жестоки (слова Гефеста, ст. 35). Или, как говорит сам Прометей Океанидам: «Ведь всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу» (ст. 224—225). Но Прометей погрешил Против такого мирового порядка, которому Он не сочувствовал; этот порядок Был установлен существом, которому Прометей считал себя равным По разуму. К тому же он погрешил Совершенно бескорыстно, думая о спасении Человеческого рода. Появляется старый Океан, он предлагает Прометею ходатайствовать за Него перед Зевсом. Но титан должен Переменить свой нрав, смириться и не забывать о том, что теперь «правит никому не подчиненный суровый царь». Прометей отклоняет помощь Океана И советует ему поскорее вернуться Домой, чтобы не навлечь на себя гнев Зевса. Океан удаляется. А затем следует Прекрасная песнь хора, оплакивающего Мучения Прометея, в которой Опять есть упоминание о беспощадности И дикой гордыне Зевса. Скорбный Стон раздается над землей. Люди Оплакивают древнюю славу Прометея И его братьев. Плачут девушки-амазонки И орды скифов. Ревут морские Волны, обрушиваясь в прибое на берег, Ропщет глубоко под землей в мрачных Чертогах Аид. Трагический конфликт все более и более нарастает: причастной К нему оказывается вся вселенная. Прометей перечисляет Океанидам Все, что он сделал для людей. Его Речь — это величественный гимн успехам Человеческого разума. Способность Мышления, постройка жилищ, обработка Полей, исчисление времени, наука Чисел и сложение букв, приручение Животных и покорение моря, медицина И искусство гадания, пользование Металлами — все это дары, полученные Людьми от Прометея. Спокойно И величаво перечисляет Прометей все Свои благодеяния людям. Все те изобретения, Которые раньше приписывались Другим божествам или мифическим Героям, Эсхил считает делом одного Прометея. В нем одном воплощаются Все успехи человеческого разума. Эта сцена имеет примечательный конец. Поскольку Прометей обладает Познанием будущего, то у хора возникает Надежда, что титану известно, Когда он освободится от оков. Но Прометей разочаровывает Океанид. Он говорит, что все его искусство Бессильно противостоять богине Анан- Ке (Необходимости). Однако и сам Зевс подчиняется Ананке: он вовсе не единственно Свободный, как называет его В прологе слуга Зевса Власть (Кратос). Над обоими противниками стоит некая Высшая власть. Разрешение конфликта Намечается где-то в далеком будущем. На орхестре появляется в стремительном Танце Ио, смертельно измученная Своими скитаниями по земле 1. Ио, по мифу, была дочерью аргосского речного бога Инаха. Зевс воспылал к ней любовью; Его ревнивая супруга Гера превратила ни в чем не повинную девушку в телку, приставив к ней Сторожем сына Земли тысячеглазого Аргуса, который всюду следовал за Ио. Когда Аргус По воле Зевса был убит Гермесом, Ио гнал повсюду, непрестанно жаля ее, его призрак — овод. •90 Глава _______VI Б своей монодии она говорит об испытываемых Ею страданиях. В лице Ио Эсхил показывает еще одну жертву Бессмертных. И, кроме того, судьба Прометея оказывается связанной с судьбой Ио. Прометей предсказывает Ио Ее будущее. После долгих странствований Она придет наконец к устью Нила, Где Зевс снова возвратит ей разум и от Прикосновения руки Зевса у нее родится Сын. Из рода Ио появится и спаситель Прометея: в тринадцатом поколении Родится знаменитый лучник, который Освободит его г. Прометей приоткрывает Ио и тайну Зевса. Царю богов и людей грозит опасность От нового брака. У него родится Сын, который будет сильнее своего отца. И Зевсу не отвратить своей судьбы, если Прометей не избавится от оков 2. В эксоде появляется надменный приспешник Зевса — Гермес. От имени Зевса он требует, чтобы Прометей открыл Все, что ему известно об этом Браке Зевса. Прометей отвечает Гермесу Гордым отказом, снова заявляя, что Скоро и третий, правящий теперь тиран Падет с престола. Пафос гордости
|