Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Войско, святотатственно подвергшее
Разграблению греческие алтари. Однако при объяснении победы греков Над персами ярко звучит и другой, Совершенно земной мотив. Эсхил объясняет Победу греков демократическим Строем Афин, противопоставляя его Персидской деспотии. В пьесе не раз Подчеркивается мысль, что высокое Качество греческого войска обусловливается Этим социальным строем. Монолитное Греческое войско оказывается Сильнее персидского, составленного из Разнообразных народов, направленных Волей деспота. Интересно, что, в то Время как персидские предводители Названы по именам, имена греческих Полководцев не упоминаются. Это Умолчание вполне соответствовало духу Афинской демократии. Даже в речах, Произносившихся в дни, посвященные Памяти павших в сражении, имя полководца Никогда не упоминалось. Речь Шла о геройстве всего народа. Зрителям особенно должно было импонировать То обстоятельство, что восхваление Греческой государственности И греческих порядков исходило из уст Врагов. Необходимо отметить в то же время, Что Эсхил воздает должное и врагу — Его силе и храбрости. В трагедии ярко Звучит чувство законной гордости Победителей. Однако отсутствует всякое Дешевое глумление над побежденным Врагом; напротив, в ряде мест Чувствуется сострадание к побежденным Варварам. Но наряду с этим в трагедии Звучит совершенно реальный политический мотив: Саламинское сражение — это начало распада персидской Державы. Азии страны не будут Чтить всемогущество персов. Кланяться власти персидской, Иго нести господина х. Распределение ролей в трагедии, вне всякого сомнения, было следующим: Протагонист играл роли Атоссы и Ксеркса, Девтерагонист — вестника и призрака Дария. Сценическая площадка в «Персах» Декорировалась так же просто, как и в «Молящих». Из текста следует, что Зрители видели перед собой могилу Дария. Это сооружение, конечно, было Достаточно высоким, так как в нем Или за ним мог спрятаться человек, И, кроме того, обращаясь к Дарию, хор говорит: «Выйди на верх кургана» (ст. 658). Естественно, что такую гробницу Удобнее было поместить не в центре Орхестры, а на ее касательной, использовав Для этого часть скены. Походила Ли в действительности могила Дария на холм земли, сказать трудно. Надо думать, что сооружение скены Отличалось значительной длиной, как Об этом позволяют заключить стихи В которых хоревты приглашают Сами себя дать мудрый совет, сидя «в старинном дворце» 2. Очевидно, Персидские старейшины располагались На его ступенях. Вторая половина скены Изображала, по всей вероятности, Э с х и л , Трагедии, стр. 36—37. Т а м же, стр. 21. Эсхил 87 ^тот дом совета. Что касается царского Дворца, то, судя по тексту, он был расположен Где-то поблизости от могилы Дария. И в «Молящих» и в «Персах» у Эсхила, Судя по всему, применяется уже В 467 г. Эсхил поставил трагедию ч<Семеро против Фив». Трагедия входила В состав трилогии, изображавшей гибель Дома фиванского царя Лая из-за Наследственного проклятия. В первой трагедии — «Лай»— показывался, вероятно, Начальный момент преступного Греха. Оракул Аполлона в Дельфах Предсказал Лаю, что если он умрет <без потомства, то спасет свой город. Но Лай не внял голосу бога, у него Родился сын Эдип, которого он велел Бросить на горе Киферон. Во второй трагедии — «Эдип»— рассказывалось О том, как Эдип, сам того Не зная, убил своего отца и женился на •своей матери, получив Фиванское царство. Когда Эдип узнал о своем ужасном Грехе, он выколол себе глаза. Над Своими двумя сыновьями — Этеоклом л Полиником — Эдип произнес проклятие: Они поделят наследство мечами Гак, что каждый получит равную долю. В дошедшей до нас трагедии «Семеро против Фив» это отцовское проклятие Исполняется. Новым правителем Фив •становится Этеокл. Его родной брат Полиник решает захватить власть силой; Собрав аргосское войско, во главе Которого становятся семь вождей (один Из которых — он сам), он осаждает Родной город. Трагедия оканчивается Гибелью обоих братьев в поединке. Тела их приносят на орхестру. Фиван- Ские девушки, составляющие в этой Трагедии хор, и сестры павших, Анти- И верхняя сцена, то есть в обеих Трагедиях обыгрывается и крыша скены: на ней появляется Дарий; с Нее Данай обозревает море и говорит О приближении к берегу египетских Кораблей. Гона и Йемена, поднимают над ними
|