Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Зрителям небо, жилище богов



Можно предполагать, что такие события

Разыгрывались на крыше скены или

На особом балконе, окруженном декоративными

Облаками. Возможно, что

Иногда это появление бога происходило

Внезапно, с помощью особой театральной

Машины, представлявшей, по-видимому,

Род балкона, приделанного

К верхнему этажу скены.

Появление богов обычно сопровождалось

Громом и молнией. Гром производила

Особая машина. Молния же,

Вероятно, была попросту нарисована

На полотне. Как показывали на сцене

Молнию в более позднее время, мы можем

Составить себе представление. Дело

В том, что поздний театр знал подвижные

Боковые декорации, так называемые

Перйакты. Периакты, по объяснению

Витрувия, представляли собою трехсторонние

Призмы, вращавшиеся вокруг

Своей оси. На каждой стороне

Призмы была нарисована особая деко-

Здание и зрители греческого театра 75

Рация. В то время, когда появлялось

•божество и слышался гром, показывали

Одну из сторон призмы с изображением

Грозового неба, рассекаемого молнией х.

Греческий театр знал также приспособление,

С помощью которого появлялись

Боги подземного царства, или

Тени умерших. Это была так называемая

«Харонова лестница» 2. Она представляла

Собою простую лестницу, по

•ступеням которой актер поднимался

Из люка под сценой. Кроме того, устраивались

Еще подвижные трапы, быстро

Поднимавшие на поверхность сцены

Актера. При объемных декорациях в некоторых

Случаях было легко делать

Подобного рода конструкции. Так, в трагедии

Эсхила «Персы» появляется из

В дни всенародных праздничных театральных

Представлений в честь Диониса

Все. дела приостанавливались. Суды

Закрывались, должники были свободны

-от уплаты долгов в течение всех дней

Праздников, даже заключенные выпускались

Из тюрем, чтобы они могли

Принять участие в общем торжестве.

Наряду с мужчинами в театре бывали

Женщины, дети и даже рабы, если их

Хозяева вносили за них входную плату.

Хотя положение афинской женщины

До известной степени напоминало положение

Женщины на Востоке и жила она

Почти затворницей в особой части дома,

Куда посторонние мужчины не допускались,

Однако в театре женщины

Посещали даже представления комедий,

Как это доказывает одно место из пьесы

Аристофана «Мир» (ст. 966). Несмотря

Могилы тень персидского царя Дария.

Актер сидел внутри сооружения над

Могилой Дария и появлялся через люк,

Прикрытый до необходимого момента.

В эллинистическом театре, имевшем

Высокую сцену, подобного рода спуски

И подъемы также не должны были представлять

Затруднений. Но как могли

устраивать «Харонову лестницу» во времена

Эсхила, Софокла и Еврипида, когда

высокой сцены еще не было? Дёрп-

Фельд во время своих раскопок театра

Диониса в Афинах обнаружил следующее:

Оказывается, впереди скены в скале

Находилось углубление более чем

В 2 м. Вполне возможно, что это углубление

Служило актерам для спуска или

Подъема.

На то, что в древней комедии, как

И в сатировской драме, встречались

Весьма неприличные сцены и грубейшие

Шутки, однако и та и другая были посвящены

Дионису, и религиозный консерватизм

Позволял женщинам смотреть

В театре на самые рискованные сцены

И слушать самые рискованные реплики.

Необходимо, впрочем, сделать и известную

Оговорку в понимании приличного

И неприличного. Многое из того, что

Современному зрителю показалось бы

Непристойным, древний эллин вовсе не

Считал таковым. В некоторых религиозных

Церемониях, во время которых

Носили изображения срамных частей

И обменивались непристойными возгласами,

Женщины принимали участие или

В качестве зрительниц, или даже непосредственных

Участниц. В составе зри-

ЗРИТЕЛИ

Однако существует мнение, что периакты могли применяться уже и в театре V в. до н. э. 2 Это театральное приспособление получило свое название от имени Харона, мифического

/перевозчика через реку Стикс в загробное царство.

Глава V

Телей, присутствовавших на театральных

Состязаниях, были, по свидетельству

Платона, и рабы *. Очевидно,

В этом случае речь может идти о посещении

Театра лишь домашними рабами,

Принадлежавшими зажиточным афинским

Семьям.

Места в греческом театре, как уже

указывалось, были двух родов: почетные

И общие. В театре Диониса в Афинах

IV в. до н. э. весь первый ряд

Состоял из шестидесяти семи мраморных



Просмотров 545

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!