Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Актер играл на орхестре, что было доказано
в конце XIX в. Дёрпфельдом, В течение нескольких лет производившим В Афинах раскопки театра Диониса. До Дёрпфельда считали, что актеры В греческом театре играли на особом возвышении: проскений как раз и принимали За такую высокую сцену. На Высоком проскений, думали раньше исследователи Греческого театра, и нахо- Здание и зрители греческого театра 69 Дились актеры, а хор был внизу, на Орхестре. Считали, что со скены к орхестре Вела соединительная лестница, по Которой актеры в случае необходимости Спускались, а хор, в свою очередь, мог подняться на скену. Но Дёрпфельд, Раскопавший ряд греческих театров, Не нашел никаких следов такой соединительной Лестницы. Зато в ряде греческих Театров вне круга орхестры Дёрпфельд находил развалины зданий Скены. В театре Диониса особенное внимание Дёрпфельда привлекли остатки Стены, имевшей форму колоннады. В середине этой стены были видны Ясные следы двери, порог которой лежал На уровне пола орхестры. Разва- 4 лины подобных стен в разных театрах Дёрпфельд совершенно справедливо Признал за описанный уже выше про- Скений. Таким образом, никакой высокой сцены Дёрпфельд при своих раскопках Не обнаружил. Актеры и хор играли На орхестре. Да это и не могло быть Иначе. -Ведь хор и актеры в греческой Драме находились в такой тесной связи Друг с другом, что невозможно представить Их играющими на разных сценических Площадках. Так, в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» Ифи- Гения, умоляя о помощи хор, состоящий Из микенских девушек, касается Правой руки одной девушки, щеки другой И колен третьей. Представление о высокой скене образовалось В науке благодаря сведениям Об устройстве греческого театра, взятым У римского архитектора I в. до н. э. Витрувия, а также некоторым другим Справкам, идущим из древности. Говоря о плане греческого театра в своем трактате «Об архитектуре» (кн. V, Гл. 7), Витрувий указывает, что скена Должна быть от 10 до 12 футов высоты. Витрувий знал римский театр и позднейший Греческий, в которых действительно Имелась высокая скена, причем В римском театре она была не более; Футов высотой. На основании того, Что он видел сам, Витрувий, как полагают Некоторые исследователи, составил Себе представление Ъ высокой скене ^и в греческом театре V в. до н. э., Приняв за нее уже упоминавшийся Проскений, который, как мы видели, В театре классической эпохи был не; сценической площадкой, а фасадом ске-' Ны. Это представление Витрувия о высокой Сцене в греческом театре перешло Потом в сочинения новейших ученых. Однако в настоящее время возобладало Мнение, что описание Витрувия относится Только к эллинистическому или К современному ему (так называемому Греко-римскому) театру, распространенному В Малой Азии, и что, следовательно, неправы те," кто относит это Описание Витрувия к греческому театру классической эпохи. Об этом • свидетельстве Витрувия придется еще говорить При описании театрального здания Эллинистической и римской эпохи, А пока необходимо остановиться еще На одном аргументе, который приводят В пользу существования особой сцены Для игры актеров в V в. до н. э. Соглашаясь с тем, что в V в. до н. э. Не могло быть такой высокой скены, О которой говорит Витрувий, некоторые Исследователи признают существование В Грещш низкой скены. В доказательство Приводят пьесы Аристофана. Три раза в них употребляется Повелительное наклонение от глагола «анабайно» (поднимаюсь), когда один Актер обращается к другому или к другим актерам («Всадники», 148; «Ахар- няне», 732; «Осы», 1342), и два раза глагол «катабайно» (спускаюсь) («Женщины в Народном собрании», 1151, и «Осы», 1514). В некоторых трагедиях В словах действующих лиц есть указа- Глава V _ Греческий театр. Общий вид. Реконструкция Ние на то, что им приходится преодолевать подъем (см., например, «Ион» Еврипида, 727). Однако как в первом, так и во втором Случае нельзя сделать твердого заключения О существовании в театре V в. до н. э. низкой сцены. Так, в «Ионе» Действующие лица идут к храму Аполлона, Который мог представляться расположенным На возвышении, причем Самый подъем мог существовать лишь В воображении зрителей. Так же, по Всей вероятности, обстояло дело и в комедии, Или, быть может, здесь иногда Делались небольшие возвышения, на Которые и могло подниматься действующее
|