Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Актер играл на орхестре, что было доказано



в конце XIX в. Дёрпфельдом,

В течение нескольких лет производившим

В Афинах раскопки театра Диониса.

До Дёрпфельда считали, что актеры

В греческом театре играли на особом

возвышении: проскений как раз и принимали

За такую высокую сцену. На

Высоком проскений, думали раньше исследователи

Греческого театра, и нахо-

Здание и зрители греческого театра 69

Дились актеры, а хор был внизу, на

Орхестре. Считали, что со скены к орхестре

Вела соединительная лестница, по

Которой актеры в случае необходимости

Спускались, а хор, в свою очередь, мог

подняться на скену. Но Дёрпфельд,

Раскопавший ряд греческих театров,

Не нашел никаких следов такой соединительной

Лестницы. Зато в ряде греческих

Театров вне круга орхестры

Дёрпфельд находил развалины зданий

Скены. В театре Диониса особенное

внимание Дёрпфельда привлекли остатки

Стены, имевшей форму колоннады.

В середине этой стены были видны

Ясные следы двери, порог которой лежал

На уровне пола орхестры. Разва- 4 лины подобных стен в разных театрах

Дёрпфельд совершенно справедливо

Признал за описанный уже выше про-

Скений. Таким образом, никакой высокой

сцены Дёрпфельд при своих раскопках

Не обнаружил. Актеры и хор играли

На орхестре. Да это и не могло быть

Иначе. -Ведь хор и актеры в греческой

Драме находились в такой тесной связи

Друг с другом, что невозможно представить

Их играющими на разных сценических

Площадках. Так, в трагедии

Еврипида «Ифигения в Тавриде» Ифи-

Гения, умоляя о помощи хор, состоящий

Из микенских девушек, касается

Правой руки одной девушки, щеки другой

И колен третьей.

Представление о высокой скене образовалось

В науке благодаря сведениям

Об устройстве греческого театра, взятым

У римского архитектора I в. до н. э.

Витрувия, а также некоторым другим

Справкам, идущим из древности. Говоря

о плане греческого театра в своем

трактате «Об архитектуре» (кн. V,

Гл. 7), Витрувий указывает, что скена

Должна быть от 10 до 12 футов высоты.

Витрувий знал римский театр и позднейший

Греческий, в которых действительно

Имелась высокая скена, причем

В римском театре она была не более;

Футов высотой. На основании того,

Что он видел сам, Витрувий, как полагают

Некоторые исследователи, составил

Себе представление Ъ высокой скене

^и в греческом театре V в. до н. э.,

Приняв за нее уже упоминавшийся

Проскений, который, как мы видели,

В театре классической эпохи был не;

сценической площадкой, а фасадом ске-'

Ны. Это представление Витрувия о высокой

Сцене в греческом театре перешло

Потом в сочинения новейших ученых.

Однако в настоящее время возобладало

Мнение, что описание Витрувия относится

Только к эллинистическому или

К современному ему (так называемому

Греко-римскому) театру, распространенному

В Малой Азии, и что, следовательно,

неправы те," кто относит это

Описание Витрувия к греческому театру

классической эпохи. Об этом • свидетельстве

Витрувия придется еще говорить

При описании театрального здания

Эллинистической и римской эпохи,

А пока необходимо остановиться еще

На одном аргументе, который приводят

В пользу существования особой сцены

Для игры актеров в V в. до н. э.

Соглашаясь с тем, что в V в. до н. э.

Не могло быть такой высокой скены,

О которой говорит Витрувий, некоторые

Исследователи признают существование

В Грещш низкой скены. В доказательство

Приводят пьесы Аристофана.

Три раза в них употребляется

Повелительное наклонение от глагола

«анабайно» (поднимаюсь), когда один

Актер обращается к другому или к другим

актерам («Всадники», 148; «Ахар-

няне», 732; «Осы», 1342), и два раза

глагол «катабайно» (спускаюсь) («Женщины

в Народном собрании», 1151,

и «Осы», 1514). В некоторых трагедиях

В словах действующих лиц есть указа-

Глава V

_ Греческий театр. Общий вид. Реконструкция

Ние на то, что им приходится преодолевать

подъем (см., например, «Ион»

Еврипида, 727).

Однако как в первом, так и во втором

Случае нельзя сделать твердого заключения

О существовании в театре V в.

до н. э. низкой сцены. Так, в «Ионе»

Действующие лица идут к храму Аполлона,

Который мог представляться расположенным

На возвышении, причем

Самый подъем мог существовать лишь

В воображении зрителей. Так же, по

Всей вероятности, обстояло дело и в комедии,

Или, быть может, здесь иногда

Делались небольшие возвышения, на

Которые и могло подниматься действующее



Просмотров 589

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!