Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Перед храмом. Колонны располагались
По-разному — либо вдоль всего фасада Скены, либо в ее центральной части, В зависимости от содержания пьесы. Передняя стена скены называлась проскёнием. Колонны проскения первоначально Сооружались из дерева, А в промежутках между ними помещались, Когда это требовалось, расписные Декорации, разрисованные доски (пй- Наки), полотна и т. д. Проскений, следовательно, Представлял собой декорационную Часть. Когда скена стала строиться Прочнее, проскений начал несколько Отступать от здания скены И оказался на таком расстоянии от нее, Что актеры могли свободно двигаться между проскёнием и скеной. В греческом Театре V—IV вв. до н. э. проскений, Таким образом, представлял Собою или самый фасад скены, декорированный В соответствии с требованиями Пьесы, или особую декоративную Стену, сооруженную перед скеной и являвшуюся Задним фоном для игры Актеров. Вопрос о проскений — один из самых Сложных вопросов в истории древнегреческого Театра. По дословному перево- ду с греческого «проскений» (jtpoaxr]viov- от яро — перед, впереди и axrjVY] — Скена) означает либо пристройку перед Скеной, либо пространство перед ней. Слово «проскений» впервые появляется Только в надписях, относящихся к началу III в. до н. э., то есть уже к эллинистической Эпохе. В театре этой эпохи проскёнием называлась каменная пристройка К фасаду скены, состоявшая из Ряда колонн или столбов и снабженная Крышей. Эта крыша проскения превратилась В сценическую площадку высотой Приблизительно в 3 м, на которой выступали актеры. Само слово «проскений » часто относилось не ко всей пристройке, А только к этой сценической Площадке (другое ее название — «логёйон» от греческого слова «логос» — «речь»). Таким образом, в эллинистическую эпоху слово «проскений» получило Уже иное значение, отличное от того, Какое оно имело в V—IV вв. до н. э. Некоторые исследователи избегают употреблять термин «проскений» при- В. Головня Глава V Менительно к театру классической эпохи, Ссылаясь на то, что впервые он Встречается только в надписях, относящихся К началу III в. до н. э. -Однако Афиней приводит интересный отрывок Из комедии Антифана (408— Гг.). Из этого отрывка мы узнаем, Что одна гетера по имени Наннион, Роскошно одевавшаяся и носившая золотые Украшения, имела прозвище Проскений. Мы не знаем хронологии Пьес Антифана, но даже если предположить, Что пьеса, из которой до нас дошел* этот отрывок, была написана им Незадолго до смерти, все же можно утверждать, что термин «проскений» Известен был почти за полвека до употребления Его в упомянутых уже надписях Эллинистической эпохи. Вначале скена была простым одноэтажным Четырехгранником. Впоследствии К ней могли добавляться еще пристройки И второй этаж. На обоих концах Здания скены, возможно, уже в первой Половине V в. до н. э. появились Два боковых выступа, которые назывались «параскёниями» (от греческих слов лара — около и oxr]vr)). Выступая вперед, Параскении ограничивали скену Справа и слева, улучшали акустику, Усиливали резонанс. Параскении служили, По-видимому, местом для хранения Декораций и другого театрального Имущества и вместе с тем задним фоном Для игры актеров; в тех же случаях, Когда драма требовала наличия на сцене Двух или трех жилищ (как это иногда Бывает в комедиях Аристофана), параскении Могли изображать эти жилища. Между скеной и зрительными местами, Занимавшими несколько более полукруга, Лежали проходы — пароды. Через Них могли проходить на свои места Элевтёры — афинское местечко возле Зрители, а во время представления Появлялись на орхестру актеры и хор- Условно считалось, что левый проход От зрителей вел в чужую страну, а проходом Справа пользовались персонажи, Приходящие по ходу пьесы из города или гавани. * Старейшим из дошедших до нас театральных Зданий является театр Диониса Элевтерия г в Афинах. Начиная С 1841 г. на месте театра Диониса велись Время от времени раскопки, которые Были завершены под руководством немецкого Архитектора и археолога В. Дёрпфельда в 1895 г. По двум незначительным остаткам стены Дёрпфельд Реконструировал круглую орхестру — Террасу диаметром в 24 м. Она была Расположена на склоне Акрополя таким Образом, что ее северная часть врезалась В гору, а южная подпиралась стеной. Эта стена поднималась в самой Южной части на 2—3 м над уровнем
|