Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
По поводу спасения Ифигении, Ореста
И Пилада и предстоящего освобождения Из плена. Появление в конце трагедии богини Афины не только помогает чисто технически Оформить развязку, но и решает Определенные политические задачи. Еврипид желал придать старому аргос- •скому мифу афинский характер. И в Этой трагедии — как и в других — он Пользуется случаем, чтобы прославить Афины, их политические учреждения И их празднества, -м Пьеса, особенно вторая ее половина, носит заметный приключенческий характер: Это должно было живо ощущаться Греческим зрителем, имевшим Довольно смутное представление о Тавриде. Царство Фоанта представлялось Ему дикой страной, полной всякого Рода опасностей. По развитию фабулы «Ифигения в Тавриде» обнаруживает близкое родство с «Еленой»: в обеих Пьесах речь идет о спасении греков из Варварской страны. Греческий интеллект И изобретательность торжествуют Над примитивным сознанием и наивностью Варваров. Ифигения изображена Суровой жрицей, такой сделало ее служение Богине, требующей человеческих Жертв. Однако эти жреческие обязанности Для нее тяжелы, и она с состраданием Относится к грекам, которых Вынуждена отправлять на смерть. Но В этот день, как ей кажется, чувство жалости оставит ее: Ореста нет в живых, И душа ее очерствела. Когда она видит Перед собой пленных греков, которые К тому же кажутся ей людьми благородными, Ее снова охватывает сострадание К своим жертвам. Драматург С психологической убедительностью *и достоверностью рисует душевные Переживания героини. Примечательно, ,что здесь звучит протест против жесто- 'кого культа, которому она служит. $Ифигения говорит, что она не понимает Артемиды. Если кто-либо из людей коснется крови, трупа ил*и даже роженицы, Он считается нечистым, ему запрещено Приближаться к алтарю богини, А между тем она находит радость В человеческих жертвах. Ифигения не Может себе представить, чтобы Латона Могла родить от Зевса подобное чудовище; Она думает, что кровавые обитатели Страны перенесли на богиню свою Собственную жестокость, так как не Допускает, чтобы какой-нибудь бог был Дурным. Внутренняя сущность конфликта Трагедии и сводится к тому, что Упавший с неба кумир Артемиды должен Быть перенесен в Афины, где его будут Чествовать не по обычаю варваров, а по Обычаю греков, и сама героиня, все Время хранившая воспоминание о своей Родине, тоже должна вернуться в Элладу, Избавившись от участия в кровавом Культе богини в Тавриде. В осуществлении Этих целей главная роль принадлежит Оресту, пришедшему в Тавриду По приказанию Аполлона. Именно С появлением его и Пилада и начинается развитие действия. Правда, план Бегства придумал не он, а Ифигения, Но у Ореста есть люди и корабль, чтобы осуществить этот план. И если в дальнейшем, Для того чтобы корабль благополучно Направился к берегам Греции, Все же требуется вмешательство божества, То это вмешательство соответствует плану, задуманному людьми. Внешняя сторона столкновения трех Эллинов и царя варваров передана С большой выразительностью и в рас- * сказе вестника Фоанту и в самом дей- |.ствии, так как начало осуществления 1^:плана бегства происходит еще на гла- Еврипид 171 Зах зрителей. В присутствии Фоанта Ифигения со статуей Артемиды в руках, Связанные пленники, стража и слуги Царя направляются к берегу моря, где Должен был произойти обряд очищения. В рассказ вестника о том, что случилось На берегу моря, вклиниваются «бытовые черты. Оказывается, у корабля Ореста происходила Настоящая потасовка, в ход Были пущены кулаки, поэтому неко- Пьеса поставлена на сцене, по всей вероятности, в 413 г. Для «Электры» Еврипид берет сюжет, который уже Использовали его великие предшественники. По тому, как он его разрабатывает, Видно различие творческого Подхода Еврипида к этой теме по сравнению С Софоклом и Эсхилом. Прежде Всего, Еврипид переносит действие из Городам деревню. Проскений изображает Переднюю стену бедной деревенской Хижины. Действие начинается на Заре. Трагедия открывается прологом Земледельца, мужа Электры, который Рассказывает о событиях в доме Агамемнона, О судьбе Ореста и Электры. Оказывается, Электра живет в отдаленной Деревне, на границе Аргоса, выданная Эгисфом замуж за простого земледельца. Этим браком Эгисф желал унизить
|