Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Их наизусть. Комические поэты смеются
Над тем, что всякая изобретательность Стала -здесь невозможна. Как только Эдип появляется на сцене, зрители, Не исключая детей, знают, что он скажет, Что он будет делать, что с ним Случится. Чтобы получить некоторую Свободу творчества, необходимо было Выйти из круга этих сюжетов с известными Всем персонажами и со всем Сценическим аппаратом старой трагедии. Но никто не осмеливается сделать Этого. Традиционный характер греческой Трагедии, связанной с культом Диониса, становится теперь препятствием На пути сколько-нибудь радикальной Реформы. Какими новыми чертами можно было Обрисовать характер Эдипа после Эсхила, Софокла и Еврипида? Что оставалось еще делать? Аристотель Сообщает, что драматурги отказались От изображения характеров. На сцене — те же самые трагические события, Но отсутствуют персонажи, из которых Каждый имел бы свой характер. А поскольку язык этих героев не вытекает Из углубленной обрисовки их Характера, то он все более и более впитывает В себя элементы риторики. Аристотель отмечает в «Поэтике» (гл. VI), Что когда-то поэты заставляли говорить Своих героев, как граждан, а нынешние Поэты заставляют их говорить, как ораторов. Наряду с риторической в трагедии IV в. до н. э. сильна философская И сентенциозная сторона, унаследованная Еще от Еврипида, но непомерно Разросшаяся. И наконец, еще одно место из «Поэтики» Аристотеля (начало XVI гл.) позволяет сделать заключение, Что некоторые драматурги явно стремились К сценическим эффектам и показывали В своих драмах не страшное, А чудесное. В подобных попытках Проявляется желание обновить трагедию Посредством внешней пышности. Эта тенденция выявилась, впрочем, еще Раньше, во время Пелопоннесской Войны. Каркин и его три сына писали Трагедии, насыщенные эффектными Мизансценами. Из трагических поэтов IV в. до н. э. Наибольшей известностью пользовались Теодект из Фезелиды в Ликии (Малая Азия), Херемон, Астидамант Младший, Каркин Младший и некоторые Другие. Главным среди риторических поэтов Этого периода является Теодект. Поселившись В раннем возрасте в Афинах, Он был учеником Платона, знаменитого Оратора Исократа и особенно Аристотеля. Ораторское искусство было основной Профессией Теодекта, но вместе С тем он посвятил себя и сочинению Трагедий, написав пятьдесят пьес, в том числе и пьесу «Филоктет». Теодект Был популярен не только в свое Другие трагические поэты V в. до н. э. Трагедия в IV в. до н. э. 195 Время, но сохранил известность и в Последующие века. Аристотель часто Ссылается на него; он с восхищением Говорит о созданном Теодектом образе Филоктета, героически старающегося Скрыть свои страдания. Наиболее известным из поэтов, в творчестве Которых была сильна литературно- Философская струя, был Хере- Мон, писавший в середине IV в. до н. э. Аристотель сообщает о нем, что его Трагедии были предназначены скорее Для чтения, чем для игры на сцене (это Не означает, однако, что Херемон не Принимал участия в театральных состязаниях). Аристотель также сообщает, Что Херемон, словно прозаик, был до Скрупулезности точен в своем стиле. Один отрывок из его трагедии, где описываются Спящие вакханки, подтверждает Это мнение. Астидамант Младший был учеником Оратора Исократа, но скоро оставил Красноречие ради сцены. Первую победу Он одержал в 372 г. до н. э. В течение своей жизни он, по словам «Суды», Написал 240 пьес и одержал победу В пятидесяти состязаниях. Ни одна из Его пьес до нас не дошла. Известно Только, что при обработке мифа об Алкмеоне он заставляет героя убить Свою мать случайно, а не намеренно,— Желая, по-видимому, смягчить первоначальную Жестокость мифа1. Каркин Младший, приходившийся Внуком Каркину Старшему, писавшему Во время Пелопоннесской войны, пользовался Большей популярностью, чем Его дед. Он написал 160 пьес. В своей «Медее», руководствуясь, очевидно, как И Астидамант, желанием устранить жестокость Мифа, он не доводит героиню До убийства детей. Медея только прячет Их, что дает повод коринфянам обвинить Медею в убийстве. До нас дошел Фрагмент защитительной речи Медеи, В которой ясно ощущается влияние риторики. «Предположите, что я убила Их,— говорит Медея,— тогда было бы Ошибкой с моей стороны не убить также И их отца Ясона. Но ведь этого, как вы
|