Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Глупцом тот был раньше, когда подчинялся
Разным бесчестным демагогам, Льстившим ему ради своей выгоды. Демосу стыдно за свои прежние ошибки. Теперь он будет вести себя иначе. Он не позволит выступать в Народном собрании «безбородым»— новомодным Юнцам, он выплатит жалованье гребцам, Как только флот войдет в гавань; Гоплит, занесенный в список, не сможет По знакомству отдалить свой срок нести Службу. Кроме того, Агоракрит заявляет Демосу, что он сможет предоставить Ему перемирие на тридцать лет. Выбегает Танцовщица — нимфа Перемирия. Демос в восторге от ее красоты и спрашивает, Нельзя ли ему с ней позабавиться. Агоракрит отдает ему нимфу Перемирия,, С которой Демос отправляется В поля. Комедия «Всадники» представляет Собой бесспорно самую яркую из всех Политических пьес Аристофана. В ней Дано острое и злое сатирическое изображение Афинской рабовладельческой Демократии, ее учреждений и порядков В том их виде, какой они получили К последней четверти V в. до н. э. Вождь этой демократии — Клеон выведен В пьесе человеком бесчестным; он Явно злоупотребляет доверием простодушного Народа, все время обманывает Его и наживается за счет государства. Однако и в этой наиболее острой из Из политических комедий Аристофана, В которой уже непосредственно обсуждаются вопросы государственного Устройства, драматург не выступает против демократии вообще: он желал Бы только устранить некоторые ее недостатки И болезни. Аристофан не всегда Понимает истинную причину происхождения Этих недостатков, сводя все К злой воле отдельных бесчестных демагогов. Он желал бы реформировать Современную ему демократию, но у него Нет и мысли о замене ее аристократическим Режимом. Что касается Клеона, то не может Быть и речи о том, чтобы принять в буквальном Смысле то карикатурное изображение Его, какое дается в комедии. Трудно представить себе, чтобы Клеон Пришел к власти, а затем в течение Семи лет оставался признанным вождем Радикальной демократии, если бы только И делал, что грубо обманывал народ. Однако в качестве явного поборника Войны и милитаризации всей государственной Жизни он был ненавистен Аристофану, Не стеснявшемуся в средствах Для обличения тех, чья деятельность, По его мнению, наносила стране непоправимый Вред. Отрицательно характеризуя Клеона, Аристофан выводит в этой пьесе всадников Как положительных персонажей. Едва ли это проявление аристократических Симпатий Аристофана; поэт Просто стремится найти союзников В борьбе с ненавистным Клеоном. Два года спустя в комедии «Облака» драматург Осмеет тип молодого бездельника- Аристократа. Возникает вопрос, почему в качестве Спасителя государства выведен Колбасник, Человек весьма сомнительной нравственности. Но выбор именно такого Персонажа нужен драматургу для первой Части пьесы. Кожевник, наделенный Сочными фольклорными чертами чудо- Плута, настолько нагл и бесчестен, Что отобрать у него власть может только Еще более бесчестный и наглый человек. Однако в конце пьесы Колбасник, Выступающий уже под именем Агора- Древняя аттическая комедия 213 Крита, показан добродетельным и благоразумным Гражданином, указывающим Демосу на его прошлые ошибки В управлении государством. Оказывается, Вначале он только притворялся, Чтобы одержать победу над Кожевником (Клеоном). На чисто сценические достоинства Пьесы указывалось при изложении В 423 г. до н. э. на Великих Дионисиях Аристофан ставит комедию «Облака ». В ней он осмеивает новую софистическую Философию и новую систему Воспитания и обучения юношества. Комедия эта успеха не имела. Аристофан, Как уже говорилось, позже переработал Ее, имея в виду новое представление, Но оно так и не состоялось. Комедия Дошла до нас уже в этой переработке. Быть может, некоторая сложность Пьесы, являющейся настоящей комедией Идей, и оказалась причиной того, что Она не была по достоинству оценена Афинянами. Зато в последующее время Эта комедия получила полное признание И считается одной из лучших. Главой школы софистов выведено В комедии историческое лицо, знаменитый Философ Сократ. Драматург строит фабулу комедии На противопоставлении и столкновении Носителя ложной мудрости Сократа И носителя здравого житейского опыта, Зажиточного афинянина Стрепсиада,
|