Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Лид, Дифил. Очевидно, было что-то



В учении и высказываниях Сократа, что

Сближало его с софистами и с чем не мог

Примириться Аристофан. Он не мог

Принять рационализма Сократа, который,

Как и софисты, полагал, что всякое

Положение должно подвергать

Проверке доводами разума; поэтому

Он считал необходимым подчинить

Контролю разума все традиции, все

Принципы, все идеи, которые принимались

До сих пор людьми на веру.

На этих началах, по его мнению, надо

Было перестроить и воспитание юношества,

Так как прежнее воспитание

Устарело. Многое в самом методе изложения

Сократом своего учения могло

Напоминать Аристофану о софистах.

Сократ великолепно владел диалектикой

В античном смысле этого слова, то

Есть методом сопоставления противоположных

Вглядов с целью отыскания

Истины, и эристикой, то есть искусством

Спора. Возможно, что и внешний

Облик Сократа и его манеры сыграли

Свою роль при выборе Аристофаном

Основного персонажа для его комедии.

Сократ был плохо одет, ходил босиком.

На улице он останавливал первого

Следует отметить, что во время процесса над Сократом в 399 г. до н. э. наряду с другими

Доказательствами его виновности ссылались и на то, что факт преступного отрицания Сократом

Богов народной религии засвидетельствован Аристофаном.

Глава X

Встречного — купца, ремесленника, политика,

Философа, поэта — и начинал

задавать ему вопросы. Случалось,

Ото, идя по улице, он вдруг останавливался

И оставался в застывшей позе,

Размышляя. Народу он должен был

Казаться чудаком или маньяком. Аристофан

Собрал все внешние черты облика

Сократа и довел их до гротеска, как

Это обычно делала древняя комедия.

Интересно отметить, что самим софистам

Учение Сократа казалось иногда

Чересчур тонким, слишком софистическим.

Понятно, что народ должен был

Считать Сократа также софистом, и притом

Трудно понимаемым, хотя и очень

Искусным. Поэтому рядовой афинянин

Смотрел на Сократа как на вредного

Человека. Ему приписывали мысли,

Которые обычно приписывали всем

софистам: из него сделали безбожника

И опасного подрывателя основ. Обвинение

В занятиях физическими науками,

поданное в «Облаках» в сатирической

Заостренной форме, имеет под собой

Известное основание. Хотя не эти науки

Составляли главный предмет исследований

Сократа, но Ксенофонт сообщает,

Что философ занимался геометрией

И астрономией в таком объеме, в каком

Они могут быть полезны на практике.

Между тем на занятия астрономией

В народе смотрели как на вредное дело.

Исследующий небесные явления мог

Навлечь гнев богов не только на себя,

Но и на всю общину, так как стремился

Узнать то, чего боги не пожелали

Открыть человеку. К тому же проникновение

В тайны богов могло повести, по

Мнению народа, к неверию, а оно могло

Подорвать в обществе всякое понятие

О справедливости и нравственности.

Так смотрели в народе на Сократа,

Л это ходячее представление о философе

Аристофан взял за основу образа Сократа

в своих «Облаках». При этом ряд

Исследователей подчеркивает тот факт,

Что вовсе не личная неприязнь толкнула

Аристофана на изображение Сократа

В виде софиста, губительно влияющего

На нравы общества. Он был искренне

Убежден, что новые течения и в философии,

И в области общественного воспитания,

И в литературе несут величайшее

Зло Афинам. Вот почему ко всем представителям

Таких новшеств он относился

С нескрываемой враждебностью.

Следует отметить две особенности,

Касающиеся агона и роли хора в этой

комедии. В агоне «Облаков» принимают

Участие персонажи, введенные только

в эту часть пьесы. В плане моральных

Принципов Кривда высказывает, в сущности,

То же, что звучало в устах Сократа.

Но при сходстве есть и разница.

В комедии Сократ говорит о высоких

философских материях или о «тонкостях

» диалектики (в античном смысле

Этого слова) и эристики. Высказываемые

Же Кривдой мысли и моральные

Принципы являются приложением философии

Сократа к жизненной практике,

В том числе к воспитанию юношества.

Введение Правды вызывалось необходимостью

Противопоставить ложному

Принципу воспитания определенный

Положительный идеал, но никто из действующих

Лиц комедии не мог быть

Носителем такого положительного

идеала. Поэтому и понадобилось введение

Еще одного действующего лица,

Принимающего участие только в агоне



Просмотров 458

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!