Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И представляющего защиту истинных



Моральных устоев.

Противоречивую роль в этой комедии

Играет хор. По словам Сократа,

Облака являются новыми богами, которым

Надо поклоняться вместо Зевса

И других богов. Облака, следовательно,

Ложные боги. И, как бы оправдывая

Такую характеристику, они поощряют

Стрепсиада в его рвении усвоить лож-

Древняя аттическая комедия 219

Ную науку, обещая ему в будущем

Громкую славу. Но в конце пьесы оказывается,

Что Облака сознательно толкали

В беду сошедшего с правильного

Пути человека, чтобы он научился

Бояться богов. Если взять конец пролога

И начало парода, то существует

Определенное несоответствие между

Тем, что ожидает зритель услышать

От Облаков, и тем, что он потом от них

Слышит. Зритель ожидает, что перед

Ним появятся ложные божества, которые

Выступят с ложным словом. Между

Тем вступительная песнь хора поражает

Своей красотой и силой. Она может дать

Представление о серьезных лирических

Партиях, встречающихся в комедиях

Аристофана. Вот ее стихотворный

перевод:

Комедия была поставлена, вероятно,

От имени Филонида на Ленеях в феврале

Г. до н. э. и получила первую

Награду. В пьесе содержатся нападки

На одно из важнейших учреждений

Афинской демократии — на суд присяжных

(гелиэю). В начале каждого года

Из всего числа полноправных граждан

(приблизительно двадцать тысяч человек)

Составляли посредством жеребьевки

Список в шесть тысяч судей (присяжных).

Они разделялись на десять

Судебных палат, из которых самой

Важной была гелиэя (дословно — место

Под открытым солнцем), откуда название

Гелиастов было перенесено на всех

Судей. К середине V в. до н. э. функции

Гелиэи чрезвычайно расширились. Она

Утверждала или отвергала постановления

Народного собрания, проверяла

Правильность выборов высших должно-

Вечные облака!

Встаньте, явитесь, росистые, мглистые, в

легких одеждах!

Бездны Отца-Океана гудящие

Кинем, на горные выси подымемся, лесом

Покрытые,

С вышек дозорных на сторону дальнюю

Взглянем на пашни, на цышные пажити!

Взглянем на реки, бурливо-журчащие,

> Взглянем на море, седое, гремящее!

Солнце, как око Эфира, без устали светит.

Даль в ослепительном блеске.

Сбросим туман водянистый, скрывающий

Лик наш бессмертный. И взглядом всевидящим

Землю святую окинем! г

Таким образом, хор в этой пьесе

Не получил такой четкой характеристики,

Как в других комедиях Аристофана,

И его роль оказывается несколько

Двусмысленной.

Стных лиц и требовала от них отчета

По окончании срока их полномочий.

В комедии «Осы» поэт ставил своей

Задачей показать, что афинские политики

И демагоги, и в первую очередь

Клеон, используют суд присяжных

В своих интересах, а сами присяжные

Просто пешки в руках демагогов.

Вначале судьи в Афинах исполняли

Свои обязанности безвозмездно, но затем

Перикл ввел небольшое вознаграждение

— обол за каждое заседание.

Клеон в 425 или 424 г. увеличил это

Вознаграждение до 3 оболов в день. Демократический

Характер этого мероприятия

Не вызывает сомнений, благодаря

Ему в отправлении суда могли

Принимать участие и неимущие люди.

К тому же в военное время, когда нарушалась

Хозяйственная жизнь, судейское

Жалованье становилось для мно-

«осы»

А р и с т о ф а н , Комедии, V. I, стр. 194.

Глава X

Гих людей чуть ли не единственным

Источником существования. Понятно

Поэтому, что перед каждым заседанием

Члены отдельных палат с нетерпением

Ожидали, кто из них будет призван

По жребию принять участие в данном

Заседании и получит за это свои 3 обола.

Действие комедии начинается ночью,

Незадолго до рассвета. Проскений изображает

Дом старого гелиаста Филокле-

Она (то есть любящего Клеона). Дом

Окружен сеткой. На крыше спит сын

Старика Бделиклеон (то есть чувствующий

Отвращение к Клеону). Внизу

Перед входом в дом сидят на страже

Двое рабов — Сосий и Ксанфий. Они

Борются со сном, но иногда не могут

Справиться с дремотой. Просыпаясь,

Они рассказывают друг другу сны.

Ксанфий объясняет, что он с товарищем

Сторожит старого хозяина, одержимого

Страстью к гелиэе. Огорченный

Болезнью своего отца, сын вначале

Пытался убедить его не носить больше

Короткого плаща (то есть не ходить

В суд —- большинство гелиастов носило

Короткие плащи) и не выходить из дома.

Но поскольку старик упорствовал

В своей страсти к судебным занятиям

И разными способами старался скрыться



Просмотров 440

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!