Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
И представляющего защиту истинных
Моральных устоев. Противоречивую роль в этой комедии Играет хор. По словам Сократа, Облака являются новыми богами, которым Надо поклоняться вместо Зевса И других богов. Облака, следовательно, Ложные боги. И, как бы оправдывая Такую характеристику, они поощряют Стрепсиада в его рвении усвоить лож- Древняя аттическая комедия 219 Ную науку, обещая ему в будущем Громкую славу. Но в конце пьесы оказывается, Что Облака сознательно толкали В беду сошедшего с правильного Пути человека, чтобы он научился Бояться богов. Если взять конец пролога И начало парода, то существует Определенное несоответствие между Тем, что ожидает зритель услышать От Облаков, и тем, что он потом от них Слышит. Зритель ожидает, что перед Ним появятся ложные божества, которые Выступят с ложным словом. Между Тем вступительная песнь хора поражает Своей красотой и силой. Она может дать Представление о серьезных лирических Партиях, встречающихся в комедиях Аристофана. Вот ее стихотворный перевод: Комедия была поставлена, вероятно, От имени Филонида на Ленеях в феврале Г. до н. э. и получила первую Награду. В пьесе содержатся нападки На одно из важнейших учреждений Афинской демократии — на суд присяжных (гелиэю). В начале каждого года Из всего числа полноправных граждан (приблизительно двадцать тысяч человек) Составляли посредством жеребьевки Список в шесть тысяч судей (присяжных). Они разделялись на десять Судебных палат, из которых самой Важной была гелиэя (дословно — место Под открытым солнцем), откуда название Гелиастов было перенесено на всех Судей. К середине V в. до н. э. функции Гелиэи чрезвычайно расширились. Она Утверждала или отвергала постановления Народного собрания, проверяла Правильность выборов высших должно- Вечные облака! Встаньте, явитесь, росистые, мглистые, в легких одеждах! Бездны Отца-Океана гудящие Кинем, на горные выси подымемся, лесом Покрытые, С вышек дозорных на сторону дальнюю Взглянем на пашни, на цышные пажити! Взглянем на реки, бурливо-журчащие, > Взглянем на море, седое, гремящее! Солнце, как око Эфира, без устали светит. Даль в ослепительном блеске. Сбросим туман водянистый, скрывающий Лик наш бессмертный. И взглядом всевидящим Землю святую окинем! г Таким образом, хор в этой пьесе Не получил такой четкой характеристики, Как в других комедиях Аристофана, И его роль оказывается несколько Двусмысленной. Стных лиц и требовала от них отчета По окончании срока их полномочий. В комедии «Осы» поэт ставил своей Задачей показать, что афинские политики И демагоги, и в первую очередь Клеон, используют суд присяжных В своих интересах, а сами присяжные Просто пешки в руках демагогов. Вначале судьи в Афинах исполняли Свои обязанности безвозмездно, но затем Перикл ввел небольшое вознаграждение — обол за каждое заседание. Клеон в 425 или 424 г. увеличил это Вознаграждение до 3 оболов в день. Демократический Характер этого мероприятия Не вызывает сомнений, благодаря Ему в отправлении суда могли Принимать участие и неимущие люди. К тому же в военное время, когда нарушалась Хозяйственная жизнь, судейское Жалованье становилось для мно- «осы» А р и с т о ф а н , Комедии, V. I, стр. 194. Глава X Гих людей чуть ли не единственным Источником существования. Понятно Поэтому, что перед каждым заседанием Члены отдельных палат с нетерпением Ожидали, кто из них будет призван По жребию принять участие в данном Заседании и получит за это свои 3 обола. Действие комедии начинается ночью, Незадолго до рассвета. Проскений изображает Дом старого гелиаста Филокле- Она (то есть любящего Клеона). Дом Окружен сеткой. На крыше спит сын Старика Бделиклеон (то есть чувствующий Отвращение к Клеону). Внизу Перед входом в дом сидят на страже Двое рабов — Сосий и Ксанфий. Они Борются со сном, но иногда не могут Справиться с дремотой. Просыпаясь, Они рассказывают друг другу сны. Ксанфий объясняет, что он с товарищем Сторожит старого хозяина, одержимого Страстью к гелиэе. Огорченный Болезнью своего отца, сын вначале Пытался убедить его не носить больше Короткого плаща (то есть не ходить В суд —- большинство гелиастов носило Короткие плащи) и не выходить из дома. Но поскольку старик упорствовал В своей страсти к судебным занятиям И разными способами старался скрыться
|