Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В Тучекукуевск различные темные-
личности: например, какой-то молодой Человек, желающий поскорее отделаться От отца и завладеть его имуществом, Рассчитывает найти какой-либо подходящий Закон в птичьем царстве; новомодный Дифирамбический поэт Кине- Сий, мечтающий опериться и полететь, За облака, чтобы там собрать вычурные Напевы для своих дифирамбов; сикофант2, Надеющийся благодаря крыльям, Быстрее привлекать своих друзей к суду, Опережать их в явке на суд и таким Образом завладевать их имуществом. Никто из этих лиц не принимается В число граждан нового города. На орхестре появляется закутанный В плащ Прометей. Опасаясь, как бы его- Не увидел Зевс, он просит Писфетера Держать зонт над его головой и не называть По имени. Как старинный враг Богов, он рассказывает о положении Дел на Олимпе. Оказывается, боги уже Голодают, и от Зевса во вновь основанный Город направляется посольство- Для переговоров о мире. Но Прометей Советует Писфетеру до тех пор не заключать Мира, пока Зевс не возвратит Птицам скипетра, а Писфетеру не отдаст В жены Басилейи, то есть царской Власти. После ухода Прометея появляются послы богов: Посейдон, Геракл В зависимых от Афин и союзных городах население нередко желало поскорее узнать решения Народного собрания. Находились люди, которые за плату доводили до сведения заинтересованных О только что состоявшихся решениях афинского Народного собрания. 2 Сикофант ы—обозначение в древних Афинах для профессиональных шантажистов, вымогавших Деньги под угрозой возбудить против своей жертвы политический или иной процесс Древняя аттическая комедия 227 Геракл-обжора И Трибалл, варварский бог. Изголодавшийся Геракл сразу же идет на все Условия Писфетера, когда тот предлагает Ему еду. Трибалл говорит что-то Невразумительное на своем варварском Языке. Посейдон вначале не желает Принимать сурового мира, упрекая Геракла в обжорстве и малодушии, Но в конце концов предоставляет своим Сотоварищам право договориться с Пис- Фетером, заявляя, что сам он будет Молчать. Итак, мир заключен, Посейдон И Трибалл уходят. Недовольный Небесным столом, Геракл не желает Возвращаться на Олимп и сразу же Принимается за еду. Комедия заканчи- Вается веселой и красочной брачной Процессией. Приходит одетый женихом Писфетер, с ним прекрасная Басилейя. Их окружает сонм разнообразных птиц. Хор поет свадебный гимн* славя жениха И невесту. Достаточно подробный анализ содержания комедии «Птицы» позволяет Сделать вывод, что в ней дается пародийное Изображение утопического Идеального государства. В это время В Афинах некоторые софисты говорили Об естественном состоянии людей в глубокой Древности и склонны были в розовом Свете изображать жизнь первобытного Человека. Для некоторых афинян Того времени поход в Сицилию связывался С представлением о всевозможных Благах. Тут не только мысль о сицилийском Хлебе, который пойдет Теперь в Афины и от которого будет Отрезана Спарта, но и мечта о движении Дальше, до Геркулесовых столпов, и о Господстве над всем тогдашним миром. Аристофан осмеивает эти мечты о мировом Господстве, в которых он, быть может, Видит не больше серьезности, чем В притязаниях птиц на господство над миром. В пьесе У есть" одно упоминание О действительной войне, которая велась В то время. Писфетер дает совет молодому Человеку, желающему поскорее Избавиться от своего отца,— отправиться Воевать во Фракию. Быть Может, в этом следует видеть косвенное Порицание сицилийской экспедиции. Фракийские дела были предметом самого Пристального внимания со стороны Афинян, так как Фракия лежала На путях к Черноморью, откуда Аттика Получала хлеб. Можно предполагать, таким образом, что, давая в «Птицах» социальную Утопию, Аристофан хотел в тоже время, 15* Глава X Осмеять фантастические мечтания афинян, Связанные с сицилийской экспедицией. Правда, если бы аллегория Имела в виду только это, резко бросался Бы в глаза ее существенный недостаток. Она получила бы большую силу убедительности, Окончись попытки персонажей Комедии построить воздушный Город неудачей. Но этого-то как раз и нет: новый город создан, и обитатели Его благоденствуют. Быть может, такое построение сюжета Нужно было драматургу для того,
|