Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Только Диониса, отказываясь взять
Раба, и Ксанфию приходится бежать Кругом озера. Когда Дионис во время Переправы говорит Харону, что тот Неопытен в гребле, Харон заявляет, что Стоит только приналечь на весло, как Запоют болотные лебеди — лягушки,— И это облегчит греблю. Действительно, Скоро из-за сцены слышится лягушачье Пение, в котором есть звукоподражательный припев «брекекекекс, коакс- коакс». Пение лягушек раздражает Уставшего от гребли Диониса, и он требует, Чтобы лягушки прекратили петь. Происходит забавный дуэт между Дионисом И хором лягушек. Но вот наконец Переправа окончена. Когда Дионис Выходит из лодки, его уже встречает Ксанфий. Оба продолжают путь, то есть Пересекают орхестру и подходят к дворцу Плутона. Слышится п^ние мистов — Людей, которые при жизни были посвящены В элевсинские мистерии и из которых Состоит хор комедии. Следует парод Хора. Сначала издали слышатся призывы К элевсинскому двойнику Диониса Иакху прийти на луг и руководить Необузданной пляской блаженных мистов. Когда же хор уже виден зрителям, Он поет, что пришел, потрясая огненным Факелом, Иакх — божественное светило Ночного праздника. Яркими красками Изображает хор пляску мистов. Луг залит светом, старцы быстро передвигают Ногам и забывают о печальной, Старости, о долгих тяжелых годах прежней Жизни. Хор обращается с призывом Прославить гимном Деметру. В конце парода, увлеченные буйной Пляской хора, Дионис и Ксанфий салш Пускаются в пляс. Узнав от хора, что Перед ним дворец Плутона, Дионис Стучится в ворота Аида. К нему выходит раб Плутона — Эак *. Увидя перед Собой Диониса, одетого в шкуру льва, Эак сначала принимает его за Геракла И начинает ругать за то, что он украл Кербера. Эак решает созвать всех подземных Чудовищ для расправы с Гераклом. Однако Дионис, желая избежать Наказания, быстро обменивается костюмом С Ксанфием. Но в это время приходит Рабыня Персефоны и от имени своей Госпожи приветливо приглашает Геракла Войти во дворец и принять там угощение. Ксанфий уже собирается войти Во дворец, но Дионис его удерживает И заставляет снова надеть платье раба. По мифу Эак при жизни был царем острова Эгины; после смерти боги сделали Эака за его Справедливость одним из трех судей в подземном царстве. Древняя аттическая комеОия 233 Аристофан. «Лягушки». Реконструкция Эти переодевания повторяются три Раза. Пришедший Эак перестает наконец Понимать, кто же господин, кто Раб,— и решает выпороть обоих, хотя Мнимый Геракл и заявляет, что он бессмертный Сын Зевса — Дионис. Выпоров обоих, Эак ведет их к Плутону: Пусть сам господин разберется, кто Из двух бог. Дионис, Ксанфий и Эак покидают Орхестру. Начинается парабаса, носящая В этой пьесе отчетливо выраженный Политический характер. В ней есть Выпад против вождя радикальной демократии Клеофонта, который был сторонником Войны до победы и, следовательно, Врагом Аристофана. Аристофан Называет его болтуном и заодно попрекает Матерью-фракиянкой. В эпирреме содержится призыв к политической Амнистии. Драматург говорит, Что надо дать возможность загладить Свою вину тем гражданам, которые Попали в хитрые сети Фриниха (один Из главарей олигархического правительства Четырехсот) и поскользнулись. Ведь если даже рабы, только один раз Принявшие участие в бою, получили право гражданства \ то как же исключить Из граждан тех, кто и сам не один Раз воевал и чьи отцы тоже бились за город? В дальнейшем Эак рассказывает Ксанфию последние новости Аида. Оказывается, раньше трагический Трон занимал Эсхил. Когда же умер Еврипид, то, попав в Аид, он предоставил Сцену жуликам, отцеубийцам, ворам-взломщикам. Услышав «словоиз- витья», они нарекли Еврипида мудрейшим Из людей, а он стал требовать передать Ему трагический трон. Предстоит Суд, причем судьей будет сам Дионис. Эак рассказывает и о Софокле, который Довольствуется вторым местом; но если Еврипид победит в состязании Эсхила, Тогда Софокл сам будет состязаться С Еврипидом. Входят Дионис, Эсхил Речь идет о рабах, принимавших участие в сражении при Аргинусских островах. Глава X И Еврипид. Начинается состязание Поэтов. Оно составляет центральную Часть всей пьесы. Трагики появляются на орхестре, как Бы продолжая ссору, начатую еще За сценой. Дионис старается успокоить
|