Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопросов дается в обеих пьесах Аристофана
в плане социальной утопии, которая к тому же в «Женщинах в Народном собрании» подвергается явному осмеянию. В комедии же «Плутос» уничтожение Экономических противоречий Происходит путем чуда, и никакого Реального средства, таким образом, К их уничтожению не предлагается. Обе комедии представляют интерес Не только по содержанию, но и по своему построению. И в «Женщинах в Народном собрании» и в «Плу- тосе» значительно сокращается роль Хора и нет парабасы, в которой обычно В прежних пьесах драматурга содержались Резкие политические высказывания. В нескольких местах обеих Комедий имеются просто указания, что Дальше идет партия хора. Исследователи Считают, что в этих случаях шли Музыкальные интермедии, не связанные с основным содержанием пьесы - Текст «Плутоса» содержит 1209 стиховг Причем на долю хора,— включая и Ямбы,— приходится всего около 60 стихов. Этот упадок роли хора в последних Комедиях Аристофана объясняется не только материальным • оскудением Афин, но и упадком общественных интересов: ведь хор в драме выступал Обычно выразителем дум и чаяний Гражданской общины. Для иллюстрации сказанного приведем краткое содержание и анализ одной Из упомянутых выше пьес Аристофана — «Плутос». Проскений изображает дом мелкого Землевладельца, старика Хремила. На Орхестру входит через левый парод, Какой-то слепой старик в грязной Одежде. За ним следует Хремил, увенчанный Лавровым венком, вместе со Своим рабом Карионом, также с венком На голове. Пьеса начинается возмущенной Речью раба, который жалуется На то, что ему приходится служить безумному хозяину: Хремил, неизвестно Почему, идет за слепым стариком, Приказывая то же самое делать и емуг Кариону. Карион в конце концов добивается От Хремила объяснения. Страдая Всю жизнь от бедности, Хремил Отправился в Дельфы, чтобы спросить Феба, не лучше ли его единственному Сыну вступить на неправый путь и Стать мошенником, чтобы избавиться от бедности? И вот Феб дал ясный ответ: кого Хремил, выйдя из храма, Встретит первого, за тем он и должен Последовать и убедить его войти в свой Дом. Этим первым и оказывается неизвестный Старик, за которым они теперь Идут и спрашивают, кто он. Старик Вначале ничего не отвечает, но затем, Испуганный угрозами, заявляет, что Он — Плутос, то есть бог богатства. Зевс ослепил его из зависти к людям, Древняя аттическая комедия 239' Когда Плутос еще в юности сказал, Что будет посещать только праведных. Хремил начинает умолять Плутоса Зайти к нему в дом, обещая дать ему Исцеление от слепоты и внушая ему Вместе с Карионом мысль, что, как Только он прозреет, Зевсову владычеству Придет конец. Ничто на свете Не может противостоять силе денег. Ведь и на войне победителем бывает Тот, на чьей стороне находится Плутос. В конце концов Плутос соглашается Войти в дом к Хремилу. Последний Отправляет перед этим Кариона созвать Земледельцев-соседей, чтобы поровну Разделить между всеми богатство. Приходят старики соседи, составляющие В этой комедии хор. Когда они Узнают, что Хремил привел к себе Плутоса, они пускаются па радости В пляс. В первой строфе Карион исполняет Танец Киклопа, пасущего овец, А во второй строфе — танец Цирцеи, Окруженной стадом свиней. Сосед Хре- Мила Блепсидем охотно берется помочь Своему другу отвести Плутоса в храм Асклепия и оставить его там на ночь, Чтобы он получил исцеление от слепоты. В тот момент, когда друзья уже готовы осуществить свой план, на орхестру Входит старуха страшного вида, в лохмотьях, Которая их останавливает. Это — Бедность, столько лет прожившая С ними. Блепсидем приходит В ужас и стремится убежать, но Хремил Его останавливает. Начинается Агон. Доводы Хремила очень просты. Если взглянуть на человеческую жизнь, То нельзя не признать ее безумной. Негодяи богаты, а честные люди голодают И терпят всяческое зло. Но теперь В руках бедняков есть надежное и верное Средство устранить эту несправедливость. Плутос станет зрячим и немедленно Поспешит к хорошим людям. Минуя всех негодяев и безбожников. Бедность считает затею Хремила безумной. Она выдвигает софистический тезис О значении бедности для развития человечества. Ведь если бы бог богатства Снова стал зрячим и разделил материальные Блага поровну, никто не захотел
|