Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В следующей сцене показано, как



Новый порядок задел и богов. Пришедший

Гермес говорит Кариону, что он

Ветхости, ее все же можно было еще пожертво-

Древняя аттическая комедия 241

Умирает с голоду, так как люди перестали

Приносить богам жертвы. Карион

Пристраивает Гермеса на скромную

Должность слуги у Плутоса.

Аристофан заканчивает пьесу торжественной

Процессией, в которой провожают

Плутоса в одно из помещений

Храма Афины-Паллады, служившее в

То время местом хранения государственной

Казны. Государственная казна,

Стало быть, отныне будет всегда

Полна.

Комедия «Плутос» пронизана горячим

Сочувствием к крестьянству Аттики,

А также к городской бедноте. Однако

Главная роль в пьесе отводится

Именно земледельцам. Не подлежит

Никакому сомнению, что написать эту

Пьесу Аристофана побудило тяжелое

Положение, в котором находились тогда

Мелкие земледельцы. Пелопоннесская

Война, особенно в последние годы,

Вконец разорила крестьянское хозяйство.

Мелким земледельцам приходилось

Восстанавливать его ценою тяжелого

Труда и страшных лишений.

В то время как крестьяне с трудом

Перебивались со дня на день, люди

Предприимчивые, не стеснявшиеся никакими

Средствами в стремлении к

Наживе, увеличивали свое состояние.

Богатство попадало в руки владельцев

Мастерских с большим количеством

Рабов, судовладельцев, спекулянтов

Хлебом, банкиров и ростовщиков. Наживались

Также беззастенчивые политики,

Запускавшие руки в государственную

Казну, и бесчестные сикофанты. Упадок

Афинской демократии отрицательно

Сказался и на моральных устоях общества,

Особенно его верхушки. Крестьяне

Могли только возмущаться, сравнивая

Свою жизнь с плутовством

И махинациями этих людей, которые

Приобретали все — власть, влияние,

Деньги — и от которых зависели как

Мелкие земледельцы, так и городская

Беднота.

Именно из чувства протеста драматурга

Против растущего социального

Неравенства и особенно против дальнейшего

Обнищания крестьянства и родилась

Эта комедия Аристофана. Драматург

Изображает тяжелое положение

Крестьянства, которое когда-то было

Главной силой Аттики, да и теперь

Представляется ему основой общественного

Благосостояния и хранителем

Истинных моральных устоев. Комедия

Развивается как сказка, но персонажи

Ее реальны и хорошо известны зрителям.

В комедии все разрешается благополучно.

Но какие же действительные средства

Предлагает Аристофан, чтобы уничтожить

Нищету крестьян, изображенную

Им в совершенно реалистических

тонах? Драматург не указывает таких

Средств. Все, что он может предложить

Своим согражданам, это, по меткому

Выражению М. Круазе, мечту —

Мечту в некотором роде мстительную,

Которая доставляла честным людям

Удовлетворение видеть хотя бы в воображении,

Когда шел спектакль, что

Плуты осмеяны и интриганы принуждены

Кричать о голоде.

Ни одна из комедий Аристофана

Не пользовалась такой большой популярностью

В последующее время, как

«Плутос». Объясняется это несколькими

Причинами. Прежде всего, тема

Социальных противоречий, богатства

И бедности, продолжала волновать

И последующие поколения. То, что

В пьесе удачно применен сказочный

Мотив и противоречия между богатством

и бедностью решаются в плане социальной

Утопии, делали ее более приемлемой

Для последующих эпох, так как господствующие

Классы не были склонны

Допускать постановку темы во всей

В. Головня

Глава X

Ее социальной остроте и обнаженности.

Известную роль в большой популярности

Пьесы должно было сыграть и то

Обстоятельство, что в ней почти не изображаются

Политические отношения,

Составлявшие специфическую особенность

Древних Афин и не всегда понятные

Для последующих времен. В эллинистическую

Эпоху и в Византии в

Школах постоянно читали и изучали

Эту комедию; ни к одной из комедий

Аристофана не сохранилось столько

схолий, как к «Плутосу». В средневековых

Рукописях, содержащих собрание

Пьес Аристофана, эта комедия, как

В течение сорока лет Аристофан

Создавал пьесы на самые разнообразные

Темы, но основная идеологическая

Направленность его творчества оставалась

Неизменной. Прежде всего писатель

— большой поклонник старинных

Традиций. Он восхвалял афинскую демократию

Эпохи Марафона и Саламина,

«марафономахов», то есть бойцов Марафона,



Просмотров 422

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!