Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В следующей сцене показано, как
Новый порядок задел и богов. Пришедший Гермес говорит Кариону, что он Ветхости, ее все же можно было еще пожертво- Древняя аттическая комедия 241 Умирает с голоду, так как люди перестали Приносить богам жертвы. Карион Пристраивает Гермеса на скромную Должность слуги у Плутоса. Аристофан заканчивает пьесу торжественной Процессией, в которой провожают Плутоса в одно из помещений Храма Афины-Паллады, служившее в То время местом хранения государственной Казны. Государственная казна, Стало быть, отныне будет всегда Полна. Комедия «Плутос» пронизана горячим Сочувствием к крестьянству Аттики, А также к городской бедноте. Однако Главная роль в пьесе отводится Именно земледельцам. Не подлежит Никакому сомнению, что написать эту Пьесу Аристофана побудило тяжелое Положение, в котором находились тогда Мелкие земледельцы. Пелопоннесская Война, особенно в последние годы, Вконец разорила крестьянское хозяйство. Мелким земледельцам приходилось Восстанавливать его ценою тяжелого Труда и страшных лишений. В то время как крестьяне с трудом Перебивались со дня на день, люди Предприимчивые, не стеснявшиеся никакими Средствами в стремлении к Наживе, увеличивали свое состояние. Богатство попадало в руки владельцев Мастерских с большим количеством Рабов, судовладельцев, спекулянтов Хлебом, банкиров и ростовщиков. Наживались Также беззастенчивые политики, Запускавшие руки в государственную Казну, и бесчестные сикофанты. Упадок Афинской демократии отрицательно Сказался и на моральных устоях общества, Особенно его верхушки. Крестьяне Могли только возмущаться, сравнивая Свою жизнь с плутовством И махинациями этих людей, которые Приобретали все — власть, влияние, Деньги — и от которых зависели как Мелкие земледельцы, так и городская Беднота. Именно из чувства протеста драматурга Против растущего социального Неравенства и особенно против дальнейшего Обнищания крестьянства и родилась Эта комедия Аристофана. Драматург Изображает тяжелое положение Крестьянства, которое когда-то было Главной силой Аттики, да и теперь Представляется ему основой общественного Благосостояния и хранителем Истинных моральных устоев. Комедия Развивается как сказка, но персонажи Ее реальны и хорошо известны зрителям. В комедии все разрешается благополучно. Но какие же действительные средства Предлагает Аристофан, чтобы уничтожить Нищету крестьян, изображенную Им в совершенно реалистических тонах? Драматург не указывает таких Средств. Все, что он может предложить Своим согражданам, это, по меткому Выражению М. Круазе, мечту — Мечту в некотором роде мстительную, Которая доставляла честным людям Удовлетворение видеть хотя бы в воображении, Когда шел спектакль, что Плуты осмеяны и интриганы принуждены Кричать о голоде. Ни одна из комедий Аристофана Не пользовалась такой большой популярностью В последующее время, как «Плутос». Объясняется это несколькими Причинами. Прежде всего, тема Социальных противоречий, богатства И бедности, продолжала волновать И последующие поколения. То, что В пьесе удачно применен сказочный Мотив и противоречия между богатством и бедностью решаются в плане социальной Утопии, делали ее более приемлемой Для последующих эпох, так как господствующие Классы не были склонны Допускать постановку темы во всей В. Головня Глава X Ее социальной остроте и обнаженности. Известную роль в большой популярности Пьесы должно было сыграть и то Обстоятельство, что в ней почти не изображаются Политические отношения, Составлявшие специфическую особенность Древних Афин и не всегда понятные Для последующих времен. В эллинистическую Эпоху и в Византии в Школах постоянно читали и изучали Эту комедию; ни к одной из комедий Аристофана не сохранилось столько схолий, как к «Плутосу». В средневековых Рукописях, содержащих собрание Пьес Аристофана, эта комедия, как В течение сорока лет Аристофан Создавал пьесы на самые разнообразные Темы, но основная идеологическая Направленность его творчества оставалась Неизменной. Прежде всего писатель — большой поклонник старинных Традиций. Он восхвалял афинскую демократию Эпохи Марафона и Саламина, «марафономахов», то есть бойцов Марафона,
|