Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Незванных пришельцев, появившихся



В их царстве. Однако в той

И другой пьесе в дальнейшем развитии

Действия настроение хора меняется.

В основе каждой комедии Аристофана

Обязательно лежит борьба противоположных

Мнений. Действующие лица

(включая и хор) вступают в столкновение

Друг с другом. Эти столкновения

Порождаются обычно причинами социального

характера. В «Ахарнянах»,

«Мире», «Лисистрате» это Пелопоннесская

война, во «Всадника*» и «Осах»—

Испорченность и дурное правление демагогов,

Подчинивших себе суд и другие

высшие органы государства; в «Женщинах

в Народном собрании» и в «Плу-

тосе»— тяжелое положение подавляющей

Массы народа, создавшееся вследствие

Неравномерного и несправедливого

Распределения состояния.

У Аристофана нет бесконфликтных

Пьес или пьес с неярким или искусственным

Конфликтом.

Своего высшего напряжения конфликт

Достигает в агоне. Это центральная

Часть пьесы, где сталкиваются друг

С другом носители противоположных

Принципов. В комедиях Аристофана

Агоны очень искусно построены и должны

Были нравиться афинским жителям,

Привыкшим к хорошо построенным

Речам в Народном собрании.

Как правило, в комедиях Аристофана

Много буффонады. Она проявляется

В драках действующих лиц,

В палочных ударах, в беготне и суете

На сцене (орхестре), в переодеваниях

Отдельных персонажей, в грубых,

А часто и непристойных шутках, непонимании,

Иногда мнимом, самых элементарных

Вещей или в своеобразном

И остроумном их истолковании, как,

например, в «Облаках»—в диалоге между

Сократом и Стрепсиадом. Носителем

Буффонады в ряде случаев является

Главный герой пьесы, объединяющий

В себе вместе с серьезными чертами

Характера черты шута. Таковы, например,

Дикеополь в «Ахарнянах», Колбасник

во «Всадниках», Стрепсиад

в «Облаках», Писфетер в «Птицах»

и даже сам Дионис в «Лягушках».

Древняя аттическая комедия 247

Много места в комедиях Аристофана

Отводится и пародированию трагедий.

Особенно интересна в этом отношении

наряду с «Лягушками» комедия «Женщины

на празднике Фесмофорий».

Совершенно естественно, что самый

Стиль актерской игры в пьесах Аристофана

Неизбежно должен был включать

В себя клоунаду, шарж и пародирование.

Актеру в комедии приходилось

Бегать по орхестре, искусно драться

Жли уклоняться от ударов, лезть на

Дом (на скену), ловко танцевать,

Изображать пьяного, корчиться на

Сцене от боли в животе, пародировать

Трагические персонажи, давать шаржированное

Изображение исторических

Лиц. Все это, конечно, вызывало бурный

Смех зрителей. Смех вызывался

Также остроумными и необычными положениями,

В которых оказывались

Зевс на любовном свидании.

Аттическая ваза

отдельные персонажи: Сократ, подвешенный

В корзинке; Тригей, летящий

На навозном жуке и напуганный быстрым

Полетом; Дионис, вступающий

В переговоры с покойником о том, чтобы

Тот за плату взялся доставить поклажу

В Аид, и многое другое. Смех порождался

И самим языком комедии Аристофана.

Язык его пьес — это разговорный

Аттический язык со всеми его

Грубыми, но сочными остротами и

Каламбурами. Чтобы придать большую

Сценическую выразительность речи

Действующих лиц, Аристофан постоянно

Употребляет в своих комедиях

Уменьшительные слова, распространенные

В разговорном языке, гиперболы

(когда в «Лягушках» Дионис спрашивает

Геракла, хотелось ли ему

когда-нибудь каши, тот восклицает:

«Да, десять тысяч раз в жизни», ст. 63),

Глава X

плеоназмы, вроде нашего «один-единственный

», и т. д. В комедиях Аристофана

Постоянно встречаются клятвы,

Ругательства и проклятия — обращенные

Частью к самому себе, гораздо

Чаще к другим лицам — и разного

Рода непристойные выражения, бывшие

Принадлежностью простонародной

Речи. Чрезвычайно удачно использует

Аристофан и разные жаргоны — солдатский,

Морской, рыночный и другие.

Комедии Аристофана пользовались

Громадным успехом у афинской демократии,

Злым критиком которой он

Выступал. Трудно предположить, чтобы

Афинян пленяло одно только комедийное

Мастерство поэта. Очевидно,

Что-то нравилось им и в его политических

Высказываниях. Хотя в целом

Аристофан далеко не всегда беспристрастный

Судья афинской демократии

Своего времени, отдельные стороны его

Сатиры имели положительное общественное

Значение. Необходимо помнить

О том, что Аристофан пишет уже



Просмотров 502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!