Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Незванных пришельцев, появившихся
В их царстве. Однако в той И другой пьесе в дальнейшем развитии Действия настроение хора меняется. В основе каждой комедии Аристофана Обязательно лежит борьба противоположных Мнений. Действующие лица (включая и хор) вступают в столкновение Друг с другом. Эти столкновения Порождаются обычно причинами социального характера. В «Ахарнянах», «Мире», «Лисистрате» это Пелопоннесская война, во «Всадника*» и «Осах»— Испорченность и дурное правление демагогов, Подчинивших себе суд и другие высшие органы государства; в «Женщинах в Народном собрании» и в «Плу- тосе»— тяжелое положение подавляющей Массы народа, создавшееся вследствие Неравномерного и несправедливого Распределения состояния. У Аристофана нет бесконфликтных Пьес или пьес с неярким или искусственным Конфликтом. Своего высшего напряжения конфликт Достигает в агоне. Это центральная Часть пьесы, где сталкиваются друг С другом носители противоположных Принципов. В комедиях Аристофана Агоны очень искусно построены и должны Были нравиться афинским жителям, Привыкшим к хорошо построенным Речам в Народном собрании. Как правило, в комедиях Аристофана Много буффонады. Она проявляется В драках действующих лиц, В палочных ударах, в беготне и суете На сцене (орхестре), в переодеваниях Отдельных персонажей, в грубых, А часто и непристойных шутках, непонимании, Иногда мнимом, самых элементарных Вещей или в своеобразном И остроумном их истолковании, как, например, в «Облаках»—в диалоге между Сократом и Стрепсиадом. Носителем Буффонады в ряде случаев является Главный герой пьесы, объединяющий В себе вместе с серьезными чертами Характера черты шута. Таковы, например, Дикеополь в «Ахарнянах», Колбасник во «Всадниках», Стрепсиад в «Облаках», Писфетер в «Птицах» и даже сам Дионис в «Лягушках». Древняя аттическая комедия 247 Много места в комедиях Аристофана Отводится и пародированию трагедий. Особенно интересна в этом отношении наряду с «Лягушками» комедия «Женщины на празднике Фесмофорий». Совершенно естественно, что самый Стиль актерской игры в пьесах Аристофана Неизбежно должен был включать В себя клоунаду, шарж и пародирование. Актеру в комедии приходилось Бегать по орхестре, искусно драться Жли уклоняться от ударов, лезть на Дом (на скену), ловко танцевать, Изображать пьяного, корчиться на Сцене от боли в животе, пародировать Трагические персонажи, давать шаржированное Изображение исторических Лиц. Все это, конечно, вызывало бурный Смех зрителей. Смех вызывался Также остроумными и необычными положениями, В которых оказывались Зевс на любовном свидании. Аттическая ваза отдельные персонажи: Сократ, подвешенный В корзинке; Тригей, летящий На навозном жуке и напуганный быстрым Полетом; Дионис, вступающий В переговоры с покойником о том, чтобы Тот за плату взялся доставить поклажу В Аид, и многое другое. Смех порождался И самим языком комедии Аристофана. Язык его пьес — это разговорный Аттический язык со всеми его Грубыми, но сочными остротами и Каламбурами. Чтобы придать большую Сценическую выразительность речи Действующих лиц, Аристофан постоянно Употребляет в своих комедиях Уменьшительные слова, распространенные В разговорном языке, гиперболы (когда в «Лягушках» Дионис спрашивает Геракла, хотелось ли ему когда-нибудь каши, тот восклицает: «Да, десять тысяч раз в жизни», ст. 63), Глава X плеоназмы, вроде нашего «один-единственный », и т. д. В комедиях Аристофана Постоянно встречаются клятвы, Ругательства и проклятия — обращенные Частью к самому себе, гораздо Чаще к другим лицам — и разного Рода непристойные выражения, бывшие Принадлежностью простонародной Речи. Чрезвычайно удачно использует Аристофан и разные жаргоны — солдатский, Морской, рыночный и другие. Комедии Аристофана пользовались Громадным успехом у афинской демократии, Злым критиком которой он Выступал. Трудно предположить, чтобы Афинян пленяло одно только комедийное Мастерство поэта. Очевидно, Что-то нравилось им и в его политических Высказываниях. Хотя в целом Аристофан далеко не всегда беспристрастный Судья афинской демократии Своего времени, отдельные стороны его Сатиры имели положительное общественное Значение. Необходимо помнить О том, что Аристофан пишет уже
|