Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Это волнует нас, мы сострадаем герою
Поэзия лелеет чувство нашего сострадания К герою, поэтому oHOf как и другие ^чувства, например гнева, получает Власть над нами, тогда как, наоборот, Нам следовало бы господствовать над Чувствами. Понятно при этих условиях, Почему поэтам закрыт доступ в государство, Которое должно быть организовано Наилучшим образом. Поэты, по Платону, разжигают худшую часть Человеческой души, доставляют ей Пищу и, укрепляя ее, губят разумное Начало. Впрочем, по отношению к Гомеру Платон все же делает известное исключение: его гимны богам и похвальные Песни выдающимся людям допустимы В государстве. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ТРАГЕДИИ Переходя к учению Аристотеля о трагедии, Необходимо прежде всего отметить, Что, по Аристотелю, поэзия, как И другие виды искусства, родилась из •«подражания». Какой же смысл вкладывает Аристотель в это слово? В начале IV главы «Поэтики» он указывает, Что две причины, лежащие в природе Человека, создали поэзию. Во-первых, Подражание, присущее людям с детства,— Люди тем и отличаются от других Животных, что наиболее способны К подражанию, благодаря которому Они и получают первые познания. Во-вторых, продукты подражания всем Доставляют удовольствие. Совершенно Очевидно, что в первом случае речь Идет о подражании в буквальном смысле Этого слова. Подражая взрослым, Ребенок получает первые сведения о Природе и человеческом обществе. Во Втором случае речь идет о творческом Воспроизведении действительности и Связанном с ним наслаждении. Именно В этом последнем смысле и понимается Здесь, за указанным исключением, термин «подражание». Интересно отметить, что в «Поэтике» Аристотель говорит 1 П л а т о н , Государство, кн. X, 598 С. 2 В этих рассуждениях Платона справедливым остается одно: мысль, которую античная Трагедия приписывала еще Эсхилу, а именно что греческая трагедия в ее литературной обработке Вышла из поэм Гомера. 3 П л а т о н , Государство, кн. X, 603 В. Глава XI Исключительно о воспроизведении (о Творческом изображении) людей в разных Обстоятельствах их жизни. Объясняется Это тем, что в греческой поэзии, Начиная с Гомера и вплоть до IV в. До н. э., изображение картин природы Не получило самостоятельного, независимого От воспроизведения человеческой Деятельности значения. Аристотель Не дошел до мысли о том, что Поэзия, как и другие виды искусства, Возникла в процессе трудовой деятельности Человека. Аристотель считает, Что подражание (как и гармония И ритм) с самого начала присущи природе Человека. Поэтому уже в древности Люди, одаренные способностью К этому, могли создать из импровизации Поэзию. Говоря о подражании, Платон приходит К выводу, что поэты дают лишь Искаженные образы вечных идей. Аристотель, Напротив, не сомневается в Реальности внешнего мира и считает Основой всякого познания чувственное Восприятие. Он говорит, что наша Душа является как бы воском, на который Внешний мир накладывает свои Отпечатки. Но искусство, по Аристотелю, Подражает истинным вещам, а не Призракам вечных идей. Искусство — Это особый способ познания предмета. Эта материалистическая тенденция Эстетики Аристотеля, несмотря на Отдельные колебания, находит яркое выражение в его «Поэтике», и это Тем примечательнее, что Аристотель Отнюдь не был последовательным материалистом. Поэзия имеет своим предметом не Только реальное, но и вероятное. Она Стремится к обобщению тех единичных Фактов и характеров, о которых говорят А р и с т о т е л ь , Этика, кн. X, 10, 118 А р и с т о т е л ь, Об искусстве поэзии, Поэты. Поэтому в ней больше философского Смысла, чем в истории, которая Имеет в виду только частное. Говоря Так, Аристотель, конечно, исходит из Современного ему уровня исторической Науки. Не дело поэта говорить о том, Что именно такие-то события случились, Но он должен показать, каким Образом они должны были произойти И какие вещи бывают возможны по Необходимости или по вероятности. Историк повествует о том, какие события Произошли, поэт — как они должны Были произойти. Поэтому-то поэзия выше истории: поэзия выражает скорее Общее, история — частное. Подобные Же взгляды на задачи поэзии можно Найти и в других произведениях Аристотеля. Так, в «Этике» он советует Тому, кто желает сделаться артистом И теоретиком своего искусства, Подниматься до размышления об Общем1. В «Поэтике» Аристотель дает ценные
|