Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Это волнует нас, мы сострадаем герою



Поэзия лелеет чувство нашего сострадания

К герою, поэтому oHOf как и другие

^чувства, например гнева, получает

Власть над нами, тогда как, наоборот,

Нам следовало бы господствовать над

Чувствами. Понятно при этих условиях,

Почему поэтам закрыт доступ в государство,

Которое должно быть организовано

Наилучшим образом. Поэты, по

Платону, разжигают худшую часть

Человеческой души, доставляют ей

Пищу и, укрепляя ее, губят разумное

Начало. Впрочем, по отношению к Гомеру

Платон все же делает известное

исключение: его гимны богам и похвальные

Песни выдающимся людям допустимы

В государстве.

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ТРАГЕДИИ

Переходя к учению Аристотеля о трагедии,

Необходимо прежде всего отметить,

Что, по Аристотелю, поэзия, как

И другие виды искусства, родилась из

•«подражания». Какой же смысл вкладывает

Аристотель в это слово? В начале

IV главы «Поэтики» он указывает,

Что две причины, лежащие в природе

Человека, создали поэзию. Во-первых,

Подражание, присущее людям с детства,—

Люди тем и отличаются от других

Животных, что наиболее способны

К подражанию, благодаря которому

Они и получают первые познания.

Во-вторых, продукты подражания всем

Доставляют удовольствие. Совершенно

Очевидно, что в первом случае речь

Идет о подражании в буквальном смысле

Этого слова. Подражая взрослым,

Ребенок получает первые сведения о

Природе и человеческом обществе. Во

Втором случае речь идет о творческом

Воспроизведении действительности и

Связанном с ним наслаждении. Именно

В этом последнем смысле и понимается

Здесь, за указанным исключением, термин

«подражание». Интересно отметить,

что в «Поэтике» Аристотель говорит

1 П л а т о н , Государство, кн. X, 598 С. 2 В этих рассуждениях Платона справедливым остается одно: мысль, которую античная

Трагедия приписывала еще Эсхилу, а именно что греческая трагедия в ее литературной обработке

Вышла из поэм Гомера. 3 П л а т о н , Государство, кн. X, 603 В.

Глава XI

Исключительно о воспроизведении (о

Творческом изображении) людей в разных

Обстоятельствах их жизни. Объясняется

Это тем, что в греческой поэзии,

Начиная с Гомера и вплоть до IV в.

До н. э., изображение картин природы

Не получило самостоятельного, независимого

От воспроизведения человеческой

Деятельности значения. Аристотель

Не дошел до мысли о том, что

Поэзия, как и другие виды искусства,

Возникла в процессе трудовой деятельности

Человека. Аристотель считает,

Что подражание (как и гармония

И ритм) с самого начала присущи природе

Человека. Поэтому уже в древности

Люди, одаренные способностью

К этому, могли создать из импровизации

Поэзию.

Говоря о подражании, Платон приходит

К выводу, что поэты дают лишь

Искаженные образы вечных идей. Аристотель,

Напротив, не сомневается в

Реальности внешнего мира и считает

Основой всякого познания чувственное

Восприятие. Он говорит, что наша

Душа является как бы воском, на который

Внешний мир накладывает свои

Отпечатки. Но искусство, по Аристотелю,

Подражает истинным вещам, а не

Призракам вечных идей. Искусство —

Это особый способ познания предмета.

Эта материалистическая тенденция

Эстетики Аристотеля, несмотря на

Отдельные колебания, находит яркое

выражение в его «Поэтике», и это

Тем примечательнее, что Аристотель

Отнюдь не был последовательным материалистом.

Поэзия имеет своим предметом не

Только реальное, но и вероятное. Она

Стремится к обобщению тех единичных

Фактов и характеров, о которых говорят

А р и с т о т е л ь , Этика, кн. X, 10, 118

А р и с т о т е л ь, Об искусстве поэзии,

Поэты. Поэтому в ней больше философского

Смысла, чем в истории, которая

Имеет в виду только частное. Говоря

Так, Аристотель, конечно, исходит из

Современного ему уровня исторической

Науки. Не дело поэта говорить о том,

Что именно такие-то события случились,

Но он должен показать, каким

Образом они должны были произойти

И какие вещи бывают возможны по

Необходимости или по вероятности.

Историк повествует о том, какие события

Произошли, поэт — как они должны

Были произойти. Поэтому-то поэзия

выше истории: поэзия выражает скорее

Общее, история — частное. Подобные

Же взгляды на задачи поэзии можно

Найти и в других произведениях

Аристотеля. Так, в «Этике» он советует

Тому, кто желает сделаться артистом

И теоретиком своего искусства,

Подниматься до размышления об

Общем1.

В «Поэтике» Аристотель дает ценные



Просмотров 588

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!