Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Посредством сострадания и страха очищение
Зрителей от подобных чувств. В этих кратких словах Аристотель Формулирует свое знаменитое учение о «катарсисе», то есть о «трагическом очищении». По поводу этого аристотелевского Определения сущности трагедии Были высказаны самые различные А р и с т о т е л ь , Об искусстве поэзии, 2 Т.-Э. Л е с с и н г, Гамбургская драмат; 3 Т а м же, стр. 275. Объяснения. При этом иногда совершенно Забывали о том, что Аристотель Мог говорить только о той трагедии, Которую он знал, то есть о греческой Трагедии. Греческая трагедия, в которой Такое большое место бьую отведено Року и вмешательству богов в жизнь ЛюДей, должна была возбуждать в Эллинах не только сострадание к изображаемым В ней несчастьям, но и страх За свою собственную судьбу. Но что же Такое очищение от чувств сострадания и страха? Приведем объяснение, которое Дал в конце XVIII в. знаменитый Немецкий драматург и теоретик драмы Лессинг (1729—1781). По мнению Лессинга, тот страх, О котором говорит Аристотель, вовсе Не страх за героя, а страх за самих Себя. Он порождается мыслью о том, Что бедствия, постигшие героя, могут постигнуть и нас. «Этот страх есть сострадание, отнесенное к нам самим» 2. «Для Аристотеля и ужасное и достойное Сострадания тесно связаны между собой». Наше сострадание бывает тогда, Когда мы думаем, что несчастье может Постичь и нас. А такая возможность «может возрасти до степени сильной Вероятности, если поэт изобразит Своего героя не хуже того, чем мы обыкновенно Бываем, если он заставит его Думать и действовать так, как бы мы Думали и действовали в его положении Или по крайней мере полагаем, что Должны были бы думать и действовать. Одним словом, если он изобразит его Человеком, сделанным из одного с нами теста» 3. Наше сострадание, когда К нему присоединяется страх, будет Живее и глубже, чем без него. Сострадательные чувствования «в силу присоеди- Стр. 45. Ргия, стр. 274. В. Головня Глава XI Няющегося к ним страха... становятся аффектом»1. Трагедия должна возбуждать Наше сострадание и страх, чтобы Очищать только эти и подобные им Страсти, а не все страсти вообще. Но что же обозначает самое «очищение » или катарсис? Человек может быть Очень хорошим и все-таки иметь не Одну слабость, сделать не один поступок, Навлекающий на него тяжкое бедствие. Чувствуя сострадание и страх, Мы понимаем в то же время, что несчастье — следствие поступка этого человека. Самое же очищение нас от чувств Страха и сострадания и подобных им Чувств заключается, по Лессингу, В превращении страстей в добродетельные Наклонности. По обе стороны каждой Добродетели, по учению Аристотеля, Расположены крайности, между Которыми она находится. Таким образом, Трагедия, чтобы обратить наше Сострадание в добродетель, должна Очистить нас от обеих крайностей; Это же надо сказать и о чувстве страха. «Трагическое сострадание должно не Только по отношению к состраданию Очищать душу того, кто чувствует Слишком сильное сострадание, но и того, Кто чувствует его слишком слабо. Трагический Страх должен в отношении Страха не только очищать душу того, Кто не боится совсем никакого несчастья, Но и того, в ком вызывает тревогу всякое Несчастье, даже самое отдаленное, самое невероятное» 2. Теорию катарсиса у Лессинга называют Этической. Существует и другое объяснение Катарсиса, которое дал в конце 50-х гг. XIX в. немецкий филолог Я. Бернайс. Термин «катарсис», утверждает Бернайс. Взят Аристотелем из медицины И обозначает очищение, удаление вредных Элементов из нашей души, то есть Облегчение от аффектов сострадания, Страха и подобных им. Бернайс ссылается на одно место шв «Политике» Аристотеля, где говорится о влиянии, Которое может иметь на нервных людей Музыка. Прежде всего Аристотель Утверждает, что музыка способна воздействовать На этическую сторону души И поэтому должна быть включена В число предметов воспитания. Вместе С тем Аристотель утверждает, что Музыка должна иметь полезное применение не для одной цели, а нескольких: Ради воспитания, 2) ради очищения, Ради интеллектуального развлечения, То есть ради успокоения и отдохновения От напряженной деятельности. Некоторые лица подвержены энтузиастическому Возбуждению под влиянием Религиозных песнопений. Эти Песнопения приносят им как бы очищение И исцеление. То же самое испытывают Люди нервные, подверженные
|