Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Посредством сострадания и страха очищение



Зрителей от подобных чувств.

В этих кратких словах Аристотель

Формулирует свое знаменитое учение

о «катарсисе», то есть о «трагическом

очищении». По поводу этого аристотелевского

Определения сущности трагедии

Были высказаны самые различные

А р и с т о т е л ь , Об искусстве поэзии, 2 Т.-Э. Л е с с и н г, Гамбургская драмат; 3 Т а м же, стр. 275.

Объяснения. При этом иногда совершенно

Забывали о том, что Аристотель

Мог говорить только о той трагедии,

Которую он знал, то есть о греческой

Трагедии. Греческая трагедия, в которой

Такое большое место бьую отведено

Року и вмешательству богов в жизнь

ЛюДей, должна была возбуждать в

Эллинах не только сострадание к изображаемым

В ней несчастьям, но и страх

За свою собственную судьбу. Но что же

Такое очищение от чувств сострадания

и страха? Приведем объяснение, которое

Дал в конце XVIII в. знаменитый

Немецкий драматург и теоретик драмы

Лессинг (1729—1781).

По мнению Лессинга, тот страх,

О котором говорит Аристотель, вовсе

Не страх за героя, а страх за самих

Себя. Он порождается мыслью о том,

Что бедствия, постигшие героя, могут

постигнуть и нас. «Этот страх есть

сострадание, отнесенное к нам самим» 2.

«Для Аристотеля и ужасное и достойное

Сострадания тесно связаны между

собой». Наше сострадание бывает тогда,

Когда мы думаем, что несчастье может

Постичь и нас. А такая возможность

«может возрасти до степени сильной

Вероятности, если поэт изобразит

Своего героя не хуже того, чем мы обыкновенно

Бываем, если он заставит его

Думать и действовать так, как бы мы

Думали и действовали в его положении

Или по крайней мере полагаем, что

Должны были бы думать и действовать.

Одним словом, если он изобразит его

Человеком, сделанным из одного с нами

теста» 3. Наше сострадание, когда

К нему присоединяется страх, будет

Живее и глубже, чем без него. Сострадательные

чувствования «в силу присоеди-

Стр. 45.

Ргия, стр. 274.

В. Головня

Глава XI

Няющегося к ним страха... становятся

аффектом»1. Трагедия должна возбуждать

Наше сострадание и страх, чтобы

Очищать только эти и подобные им

Страсти, а не все страсти вообще.

Но что же обозначает самое «очищение

» или катарсис? Человек может быть

Очень хорошим и все-таки иметь не

Одну слабость, сделать не один поступок,

Навлекающий на него тяжкое бедствие.

Чувствуя сострадание и страх,

Мы понимаем в то же время, что несчастье

— следствие поступка этого человека.

Самое же очищение нас от чувств

Страха и сострадания и подобных им

Чувств заключается, по Лессингу,

В превращении страстей в добродетельные

Наклонности. По обе стороны каждой

Добродетели, по учению Аристотеля,

Расположены крайности, между

Которыми она находится. Таким образом,

Трагедия, чтобы обратить наше

Сострадание в добродетель, должна

Очистить нас от обеих крайностей;

Это же надо сказать и о чувстве страха.

«Трагическое сострадание должно не

Только по отношению к состраданию

Очищать душу того, кто чувствует

Слишком сильное сострадание, но и того,

Кто чувствует его слишком слабо. Трагический

Страх должен в отношении

Страха не только очищать душу того,

Кто не боится совсем никакого несчастья,

Но и того, в ком вызывает тревогу всякое

Несчастье, даже самое отдаленное,

самое невероятное» 2.

Теорию катарсиса у Лессинга называют

Этической.

Существует и другое объяснение

Катарсиса, которое дал в конце 50-х гг.

XIX в. немецкий филолог Я. Бернайс.

Термин «катарсис», утверждает Бернайс.

Взят Аристотелем из медицины

И обозначает очищение, удаление вредных

Элементов из нашей души, то есть

Облегчение от аффектов сострадания,

Страха и подобных им. Бернайс ссылается

на одно место шв «Политике»

Аристотеля, где говорится о влиянии,

Которое может иметь на нервных людей

Музыка. Прежде всего Аристотель

Утверждает, что музыка способна воздействовать

На этическую сторону души

И поэтому должна быть включена

В число предметов воспитания. Вместе

С тем Аристотель утверждает, что

Музыка должна иметь полезное применение

не для одной цели, а нескольких:

Ради воспитания, 2) ради очищения,

Ради интеллектуального развлечения,

То есть ради успокоения и отдохновения

От напряженной деятельности.

Некоторые лица подвержены энтузиастическому

Возбуждению под влиянием

Религиозных песнопений. Эти

Песнопения приносят им как бы очищение

И исцеление. То же самое испытывают

Люди нервные, подверженные



Просмотров 807

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!