Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Влиянию аффектов жалости, страха



и других. «Все такие лица получают

Своего рода очищение, то есть облегчение,

связанное с наслаждением» 3. Так

Же надо понимать, по мнению Бернай-

Са, и катарсис в аристотелевском определении

Трагедии. Трагедия, вызывая

Аффекты силой сценического искусства

И доводя их до крайнего напряжения,

Успокаивает человека.

Существуют и другие объяснения

Понятия катарсиса у Аристотеля. Некоторые

Из них совершенно не принимают

Во внимание того обстоятельства, что

Определение трагедии у Аристотеля

Сделано им на основании греческой тра-

1 Т.-Э. Л е с с и н г, Гамбургская драматургия, стр. 281. 2 Там же, стр. 288. 3 Аристотель, Политика, кн. VIII, гл. 7, пер. С. А. Жебелева. М., 1911, стр. 374—375^

Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 259

Гедии и в первую очередь относится

Именно к ней. Но наиболее принятой

В настоящее время можно считать теорию

Бернайса, согласно которой катарсис

Понимается как медицинская метафора,

Обозначающая облегчение нашей

Души от аффектов сострадания и страха.

Во всяком случае, какое бы объяснение

Ни давать катарсису, остается бесспорным

одно: Аристотель говорит о благотворном

Влиянии трагедии на душу

Человека, тогда как Платон утверждал,

Что трагики разжигают худшую часть

Человеческой души и губят в человеке

Разумное начало.

Аристотель не имел в виду давать

в «Поэтике» свод каких-то незыблемых

Правил, как пытались изобразить это

Представители французского классицизма.

Ход рассуждений Аристотеля,

Скорее, таков, как будто он желает

Сказать, что делаемые им выводы основываются

На определенном историческом

Изучении. Однако нельзя отрицать

И известной нормативности, свойственной

положениям «Поэтики». Правильнее

Было бы считать, что она носит

Историко-нормативный характер.

Представители французского классицизма

Полагали, что Аристотель дает

Каноны драматургического творчества

Вообще; толкуя неправильно Аристотеля,

Они искажали его положения

По ряду вопросов. Так, французские

классицисты утверждали, что в «Поэтике

» Аристотеля содержится учение

о трех единствах: единстве места, времени

И действия. На самом деле это

Совершенно не так. Об единстве места

У Аристотеля ничего не говорится,

И мы знаем, что в греческой трагедии

Действие могло переноситься с места

на место (например, в «Эвменидах»

А р и с т о т е л ь , Об искусстве поэзии,

Т а м же, стр. 54—55.

Эсхила, «Аяксе» Софокла). То же

Самое следует сказать и о комедии.

Относительно единства времени Аристотель

говорит только, что «фабулы должны

иметь длину, легко запоминаемую» *.

Фабула трагедии должна иметь определенную

И легко запоминаемую вели-,

Чину, но это вовсе не означает, что все,

события трагедии должны развернуться >

Обязательно в течение одних только;

Суток. Правда, в другом месте, проводя ,

Различие между трагедией и эпосом,ч

указывая на существовавшую тогда >

практику, Аристотель говорит: «Тра-,

Гедия старается, насколько возможно,

Вместить свое действие в круг одного,

Дня или лишь немного выйти из этих

Границ, а эпос не ограничен временем,

Чем и отличается от трагедии. Но.

Впрочем, сперва в трагедиях поступали,

Точно так же, как и в эпических поэмах

» 2. Таким образом, здесь нет категорического

Требования, чтобы все события

Трагедии умещались обязательно,

в рамки одного дня: Аристотель ссылается

Только на существовавшую тогда

Практику. Последняя же обусловливалась

В основном несовершенством постановочной

Техники греческого театра

V—IV вв.: ведь нередко пришлось бы

Менять декорацию, если б отдельные

Эписодии трагедии были отделены один

От другого значительными промежутками

Времени. Необходимо помнить

и о следующем: если мы возьмем трилогию,

Которая является, в сущности,

Одной большой трагедией, то в ней,

Обычно единство времени не соблюдается.

Доказательством тому служит

«Орестея» Эсхила. То же можно утверждать

На основании сохранившихся

Отрывков трилогий или даже только

Их заглавий.

Стр. 63.

17*

Глава XI

Но зато Аристотель выдвигает самым

Категорическим образом требование

Единства действия. Он высказывает при

Этом ряд изумительных по глубине

суждений. «Фабула бывает едина не

Тогда, когда она вращается вокруг

одного [героя], как думают некоторые:

В самом деле, с одним может случиться

Бесконечное множество событий, даже



Просмотров 469

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!