Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Нашего современника этот литературный
Жанр эллинистической эпохи Едва ли захватит. Умение анализировать Психологическую сущность характеров С тех пор ушло далеко вперед, поэтому Произведения новой комедии кажутся Нам довольно бледными, сюжеты трафаретными, Неприятно поражает отсутствие Общественных интересов. Впрочем, В ней есть одна положительная черта. Это интерес к переживаниям отдельного Человека, принадлежащего, насколько Можно судить по дошедшим до нас отрывкам, к средним сло*ям греческого Общества IV—III вв. до н. э. и данного Со всем его домашним окружением. Узкая по своим общественным устремлениям Новая комедия оказала тем не Менее своими реалистическими тенденциями Влияние на новую европейскую Комедию, и в этом историческом аспекте Она должна быть признана одним из Существенных литературных и театральных Явлений античности. По своему Строению новая комедия сильно Отличается от древней политической Комедии. В ней отсутствует хор, который Постепенно утрачивает прежнее Значение уже в последних комедиях Аристофана (например, в его «Плу- тосе»). В новой комедии хор выступает Только в антрактах. Вместе с хором Соответственно исчезают парод и пара- Баса. Исчезает также и агон. Теперь Комедия обычно делится на пять актов. Ее пролог, представляющий собой подражание Еврипидовскому прологу, произносится Или одним из действующих Лиц, или каким-либо божеством, или Даже отвлеченным существом (например. Неведением в «Отрезанной косе» Менандра). В прологе поэт дает все Пояснения, необходимые для понимания Действия, рекомендует свою пьесу, полемизирует С противниками или же заискивает Перед публикой. МЕНАНДР (343/2-292 гг. до н. э.) Самым замечательным представите- родился в Афинах, происходил из знат- Лем новой аттической комедии был ной и богатой семьи и получил пре- Менандр (343/2—292 гг. яо н. э.). Он красное образование, главную роль Театр эллинистической эпохи 267 В котором играло изучение литературы И особенно драматургии. Другими существенными Элементами этого образования Были риторика и философия. Учителем Менандра в философии, согласно Одному свидетельству древности, Был знаменитый ученик Аристотеля Тео- Фраст. До нас дошел трактат Теофраста под заглавием «Характеры», в котором Рассматриваются внешние проявления Душевных переживаний у различных Человеческих индивидуальностей. От Теофраста молодой Менандр мог получить Ряд сведений и наблюдений, необходимых Ему при обрисовке характеров Персонажей его комедий. Учителем Менандра в искусстве комедии Был его дядя, комедиограф Алек- Сид. Первые шаги литературной деятельности Менандра приходятся на годы После смерти Александра Македонского. Однако политические события Того времени не находят в творчестве Менандра никакого отражения. В этом Сказывается влияние окружающей его среды: греки того времени перестали Интересоваться общественными вопросами, Больше всего думая о частных Делах и о личном обогащении. Менандр Жил на своей вилле в Пирее, проводя Время в обществе близких друзей и гетеры Гликеры. За всю свою жизнь он написал Больше ста пьес, но одержал лишь Восемь побед. Вероятно, пьесы Менандра Не всегда нравились афинянам благодаря Тем психологическим тонкостям, Которые в них имелись. Гораздо большим Успехом пользовались грубоватые Комедии его современника Филемона. Рассказывают, что как-то Менандр, Встретившись с Филемоном, спросил последнего: «Скажи мне, ФиЛемон, неужели Ты не краснеешь, когда одерживаешь надо мной победу?» Таким Образом, Менандр, как и Еврипид, при Своей жизни успехом не пользовался. Он умер на пятьдесят втором году жизни. Гробница его существовала еще во II в. н. э. и считалась одной из афинских Достопримечательностей. Вскоре после смерти Менандр был Признан величайшим драматическим Писателем. Его пьесы внимательно изучались Критиками. Типы, выведенные В его комедиях, сделались нарицательными. Менандр стал общепризнанным Главой новой комедии, а именно она И могла господствовать в это время В театре с ее реалистическими тенденциями, Хотя бы и ограниченными сферой Семьи и быта; трагедия находилась В упадке уже в IV в. до н. э., политической Же комедии не могло быть В силу изменившихся исторических Условий. Известность Менандра скоро
|