Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вышла за пределы Греции. Ему подражали



Или переделывали его комедии

Римские драматурги Плавт и Терен-

Ций. Менандр сделался одним из любимейших

Писателей образованных греков

И римлян, и его слава продолжалась

До падения античного мира.

Вплоть до середины XIX в. наука

Располагала весьма скудными сведениями

о Менандре: имелись лишь отдельные

Цитаты из его пьес, сохраненные

Другими писателями. В 1855 г. много

Путешествовавший ученый архимандрит

Порфирий Успенский привез

В Россию остаток рукописи IV в. до

Н. э., найденный в монастыре на Синае.

Как оказалось впоследствии, пергаментный

Лист содержал отрывки двух

пьес Менандра —«Третейского суда»

и «Видения». На основании этой находки

Русский ученый академик В. К. Ерн-

Штедт написал в 1891 г. блестящую

Работу, заложившую фундамент научного

Изучения творчества Менандра.

В 1905 г. французскому ученому Густаву

Лефевру посчастливилось найти во

Время раскопок в Египте разрознен-

Глава XII

Ную рукопись Менандра, содержавшую

Отрывки из пяти комедий. Лучше всего

сохранилась комедия «Третейский суд».

Были и последующие находки обрывков

Как папирусных, так и пергаментных

Рукописей. Так, в 1956 г. швейцарский

Коллекционер М. Бодмер купил

На рынке в Александрии папирус, содержавший

комедию «Брюзга». В настоящее

Время это единственная комедия

Менандра, текст которой дошел до

Нас полностью. Благодаря всем этим

Находкам стало возможным прийти к более

Определенному суждению о творчестве

Менандра.

Подобно Еврипиду, Менандр воспроизводит

В своих драмах современную

Ему жизнь. Но, изображая круг сюжетов,

В который замкнулась новая коме-

Менандр. Статуя. Ватикан

Дия, Менандр обнаруживает изумительное

Искусство в характеристике отдельных

Действующих лиц. Герои его комедий

— обычные средние люди, живущие

Только в кругу своих личных дел

И интересов. Но Менандр умеет наделить

Их только им свойственными чертами.

Он дает очень тонкое и правдивое

Изображение душевных переживаний

Своих героев и этим напоминает Еври-

Пида. Несмотря на однообразие и узость

Тематики, перешедшей к нему по традиции,

Менандру удалось сделать свои

Пьесы живыми и увлекательными благодаря

Именно тонкой психологической

Характеристике действующих лиц. В

Этом отношении Менандр, как Еври-

Пид, проложил дорогу для новой европейской

Драмы.

«БРЮЗГА»

Единственная комедия Менандра, со- в жизни победу на состязании в 316 т\

Хранившаяся в полном виде,— раннее до н. э. В центре комедии стоит не

произведение двадцатишестилетнего ко- совсем обычный образ «брюзги» Кнемо-

Медиографа, доставившее ему первую на, недоверчивого и нелюдимого пожи-

Театр эллинистической эпохи 269

Лого крестьянина. Это убежденный

Человеконенавистник, жадно стремящийся

К полному одиночеству, не сумевший

Ужиться ни с женой, ни с соседями.

Но несчастный Кнемон не родился

мизантропом: отвращение к людям

Внушено ему его тяжелым житейским

опытом. Сам он говорит об этом так:

Но таким, Гефест свидетель, черствым стал

Я оттого,

Что на низость человечью, на корыстный

Ум людской

Нагляделся в жизни вдоволь. Я уверен

был: никто

Никому на свете блага не желает. Это мне

И вредило 1.

Образ разочаровавшегося в людях одиночки

— яркий показатель того разобщения

Между людьми, которое принес

С собой распад полисной солидарности.

Менандр умеет весьма конкретно показать,

Что суровый нрав Кнемона —

Естественное порождение его суровой

Жизни, прошедшей в безнадежной борьбе

с нуждой:

Вот настоящий землероб аттический:

С камнями, что шалфей лишь да чабрец

Родят,

Воюет, с горем дружит, а с удачей — нет!2

Подлинное содержание комедии — перевоспитание

Кнемона, его возвращение

К людям; сравнительно с этой

Линией любовная интрига отходит на

задний план. Когда богатый юноша

Сострат влюбляется в дочь Кнемона,

Нелюдимый нрав крестьянина делает

Положение влюбленного по всей видимости

Безнадежным. По комедийным шаблонам

Полагается обратиться к помощи

пройдохи-парасита или ловкача-раба:

Сострату приходит на ум и то и другое,

но из всех этих планов ничего не

Получается. Знакомство с Горгием, пасынком

Кнемона, тоже ничего не может

Дать Сострату, потому что Кнемон все

Равно не поддерживает никаких отношений

Ни со своей бывшей женой, ни

С ее сыном. Сострат сознает, что вражда

К нему Кнемона — это не только вражда



Просмотров 440

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!