Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вышла за пределы Греции. Ему подражали
Или переделывали его комедии Римские драматурги Плавт и Терен- Ций. Менандр сделался одним из любимейших Писателей образованных греков И римлян, и его слава продолжалась До падения античного мира. Вплоть до середины XIX в. наука Располагала весьма скудными сведениями о Менандре: имелись лишь отдельные Цитаты из его пьес, сохраненные Другими писателями. В 1855 г. много Путешествовавший ученый архимандрит Порфирий Успенский привез В Россию остаток рукописи IV в. до Н. э., найденный в монастыре на Синае. Как оказалось впоследствии, пергаментный Лист содержал отрывки двух пьес Менандра —«Третейского суда» и «Видения». На основании этой находки Русский ученый академик В. К. Ерн- Штедт написал в 1891 г. блестящую Работу, заложившую фундамент научного Изучения творчества Менандра. В 1905 г. французскому ученому Густаву Лефевру посчастливилось найти во Время раскопок в Египте разрознен- Глава XII Ную рукопись Менандра, содержавшую Отрывки из пяти комедий. Лучше всего сохранилась комедия «Третейский суд». Были и последующие находки обрывков Как папирусных, так и пергаментных Рукописей. Так, в 1956 г. швейцарский Коллекционер М. Бодмер купил На рынке в Александрии папирус, содержавший комедию «Брюзга». В настоящее Время это единственная комедия Менандра, текст которой дошел до Нас полностью. Благодаря всем этим Находкам стало возможным прийти к более Определенному суждению о творчестве Менандра. Подобно Еврипиду, Менандр воспроизводит В своих драмах современную Ему жизнь. Но, изображая круг сюжетов, В который замкнулась новая коме- Менандр. Статуя. Ватикан Дия, Менандр обнаруживает изумительное Искусство в характеристике отдельных Действующих лиц. Герои его комедий — обычные средние люди, живущие Только в кругу своих личных дел И интересов. Но Менандр умеет наделить Их только им свойственными чертами. Он дает очень тонкое и правдивое Изображение душевных переживаний Своих героев и этим напоминает Еври- Пида. Несмотря на однообразие и узость Тематики, перешедшей к нему по традиции, Менандру удалось сделать свои Пьесы живыми и увлекательными благодаря Именно тонкой психологической Характеристике действующих лиц. В Этом отношении Менандр, как Еври- Пид, проложил дорогу для новой европейской Драмы. «БРЮЗГА» Единственная комедия Менандра, со- в жизни победу на состязании в 316 т\ Хранившаяся в полном виде,— раннее до н. э. В центре комедии стоит не произведение двадцатишестилетнего ко- совсем обычный образ «брюзги» Кнемо- Медиографа, доставившее ему первую на, недоверчивого и нелюдимого пожи- Театр эллинистической эпохи 269 Лого крестьянина. Это убежденный Человеконенавистник, жадно стремящийся К полному одиночеству, не сумевший Ужиться ни с женой, ни с соседями. Но несчастный Кнемон не родился мизантропом: отвращение к людям Внушено ему его тяжелым житейским опытом. Сам он говорит об этом так: Но таким, Гефест свидетель, черствым стал Я оттого, Что на низость человечью, на корыстный Ум людской Нагляделся в жизни вдоволь. Я уверен был: никто Никому на свете блага не желает. Это мне И вредило 1. Образ разочаровавшегося в людях одиночки — яркий показатель того разобщения Между людьми, которое принес С собой распад полисной солидарности. Менандр умеет весьма конкретно показать, Что суровый нрав Кнемона — Естественное порождение его суровой Жизни, прошедшей в безнадежной борьбе с нуждой: Вот настоящий землероб аттический: С камнями, что шалфей лишь да чабрец Родят, Воюет, с горем дружит, а с удачей — нет!2 Подлинное содержание комедии — перевоспитание Кнемона, его возвращение К людям; сравнительно с этой Линией любовная интрига отходит на задний план. Когда богатый юноша Сострат влюбляется в дочь Кнемона, Нелюдимый нрав крестьянина делает Положение влюбленного по всей видимости Безнадежным. По комедийным шаблонам Полагается обратиться к помощи пройдохи-парасита или ловкача-раба: Сострату приходит на ум и то и другое, но из всех этих планов ничего не Получается. Знакомство с Горгием, пасынком Кнемона, тоже ничего не может Дать Сострату, потому что Кнемон все Равно не поддерживает никаких отношений Ни со своей бывшей женой, ни С ее сыном. Сострат сознает, что вражда К нему Кнемона — это не только вражда
|