Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Старого бирюка к бодрому юноше,
Но и вражда озлобленного бедняка К избалованному богачу, и поэтому пытается Продемонстрировать свое трудолюбие, Чтобы хоть так привлечь к себе симпатии «брюзги»: он облачается в грубую Овчину, с дрожью страха берет В руки тяжелую мотыку и отправляется Ковырять землю по соседству с участком Кнемона. Отсутствие всякой привычки К сельскому труду скоро делает Его положение отчаянным, тем более Что попасться на глаза Кнемону и его дочке так и не удается: ...Я в тройной беде: Бока, спина и шея — словом, тело все — Моя беда. Я с превеликим рвением Взялся за дело. Новичок неопытный, Я принялся орудовать мотыкою, Как землекоп заправский. Но надолго мне Запала не хватило. Озираться стал, Оглядываться — не идет ли с дочерью Старик. Сперва я за бока украдкою Хватался, но затем, поскольку времени Прошло немало, совершенно скрючился И одеревенел. А их все нет и нет. А солнце припекает. На меня взглянув, Увидел Горгий: как журавль колодезный, С трудом я выпрямляюсь, а потом опять Клонюсь к земле... 3. Спасение приходит оттуда, откуда его Никто не ждет. Пытаясь вытащить Упавшую в колодец мотыку, Кнемон Сам падает в колодец, откуда его вытаскивают Молодые приятели — Горгий 1 М е н а н д р , Комедии. Г е р о д, Мимиамбы, М., Изд-во «Художественная литература», Стр. 81. 2 Т а м же, стр. 75. 3 Т а м же, стр. 70. Глава XII И Сострат. Эта передряга заставляет Старика понять, что без чужой помощи Все равно не проживешь и что люди иногда бывают не так уж плохи: Только Горгий, да и то с большим трудом, Мне глаза открыл, поступок благородный Совершив. Старика он спас, который на порог его Пускать Не велел, ни разу в жизни не помог ему Ни в чем И к нему с учтивой речью никогда не подходил Г. От этой пьесы дошло приблизительно Стихов, дающих достаточно полное Представление о развитии действия. В ее Основе лежит сюжет, к которому часто обращалась новая комедия: насилие над Девушкой, подбрасывание ребенка и, наконец, Признание его родителями. Молодой Человек из зажиточной семьи Харисий оставил свой дом и молодую Жену Памфилу. Он перебрался в дом Приятеля и стал кутить там вместе со Своими друзьями и прихлебателями, Взяв к себе арфистку Габротонон. Действие Пьесы развертывалось перед двумя загородными домами: домом Хари- Сия и его друга. Отец Памфилы, Сми- Крин, приходит из города, обеспокоенный Не столько разладом между супругами, Сколько тем, что его зять, чего Доброго, пропьет все приданое. Но Памфила ничего не говорит отцу о поведении Харисия, и Смикрин собирается Уходить домой. В этот момент на Сцену вбегают в сильном возбуждении два раба: пастух Дав и угольщик Сириек. За Сириском идет его жена С ребенком на руках (роль жены — без Слов). Рабы о чем-то шумно спорят. Они Человеческая солидарность разрушает В воображении Менандра все имущественные перегородки между людьми: богатый Сострат оказывается ровней и Другом бедного Кнемона, женится на Его дочери и выдает свою сестру за Горгия. Комедия кончается по-аристо- Фановски бурной и динамичной сценой «осмеяния» Кнемона рабом Гетой и поваром Сиконом, которые отплясывали Под музыку вызывающий танец вокруг Раскаявшегося нелюдима. Выбирают Смикрина третейским судьей,— И тогда выясняется, в чем дело. Оказывается, Дав нашел в лесу ребенка И при нем ожерелье и разные другие Предметы. По просьбе Сириска Дав- Отдает этого ребенка ему. Но когда Сириек узнает, что при ребенке найдены Были данные ему для его опознания вещи, он требует их себе: быть может, По ним удастся разыскать родителей Ребенка. Но Дав отказывается отдать Вещицы, говоря, что он вправе распоряжаться, Как пожелает, своей находкой. Смикрин решает дело в пользу Сириска: ему должно принадлежать все, Что было подкинуто вместе с ребенком. Дав подчиняется решению третейского Судьи, передает Сириску найденные при Ребенке вещицы и с бранью уходит. Сириек и его жена начинают рассматривать Полученные предметы. Их внимание Привлекает сделанный из железа Позолоченный перстень, и они разглядывают Его. В это время к ним подходит Доверенный раб Харисия Онисим, который С удивлением убеждается, что Перстень принадлежит его господину. Он на время берет этот перстень у Си- «ТРЕТЕИСКИЙ СУД» М е н а н д р , Комедии. Г е р о д, Мимиамбы, стр. 81—82. Театр эллинистической эпохи 271 Риска. Онисим вспоминает, что его
|