Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Часть которых не представляет никакого



единства» г. Аристотель приводит

В пример Гомера, который, создавая

«Одиссею», не представил всего, что

Случилось с героем, но всю поэму

Построил вокруг одного действия, то

Есть возвращения Одиссея на родину.

Единство действия Аристотель понимает

В том смысле, что все случайное,

Второстепенное в развитии событий,

Отвлекающее действие в сторону от

Основной линии фабулы должно быть

Отброшено. Аристотель хвалит Гомера

За то, что тот в своих поэмах сумел

Соблюсти это единство действия. Из

Сказанного ясно, что вопрос об единстве

Аристотель ставил и решал глубже

И тоньше, чем представители французского

Классицизма.

«Поэтика» Аристотеля поражает нас

Богатством своего содержания. Аристотель

ставит в ней вопросы о происхождении

Искусства вообще, о том, чем

Отличаются различные его виды, о том,

Какие бывают фабулы, каков должен

Быть герой трагедии и т. д. На последний

вопрос Аристотель отвечает так:

«Не следует изображать достойных

Людей переходящими от счастья к несчастью,

Так как это не страшно и не

Жалко, но отвратительно, ни порочных

[переходящими] от несчастья к счастью,

Ибо это всего более чуждо трагедии,

А р и с т о т е л ь , Об искусстве поэзии, 2 Там же, стр. 78—79. 3 Т а м же, стр. 100.

Так как не заключает в себе ничего,

Что необходимо, то есть не возбуждает

Ни человеколюбия, ни сострадания,

Ни страха; наконец, вполне негодный

Человек не должен впадать из счастья

В несчастье, так как подобное стечение

[событий] возбуждало бы человеколюбие,

но не сострадание и страх:

Ведь сострадание возникает к безвинно

Несчастному, а страх — перед несчастьем

нам подобного... Итак, остается [человек],

Находящийся в средине между

ними». Это человек, который «не отличается

[особенной] добродетелью и

Справедливостью и впадает в несчастье

Не по своей негодности и порочности,

Но по какой-нибудь ошибке, тогда как

Прежде был в большой чести и счастии,

Каковы, например, Эдип, Фиест

И другие выдающиеся люди из подобных

родов» 2.

Следует остановиться еще на высказываниях

Аристотеля о хоре, о сценической

Постановке и об игре актеров.

В главе XVIII Аристотель прямо говорит,

Что хор должен считаться одним

из актеров, «быть частью целого

И играть роль не как у Еврипида, но

как у Софокла» 3. Вместе с тем Аристотель

Указывает, что у позднейших

Поэтов хоровые партии не связаны с сюжетом

Данной трагедии и являются

Просто вставными песнями. Первый

Пример, по словам Аристотеля, подал

В этом отношении Агатон. Аристотель

Делает ряд глубоких замечаний и о сценическом

Оформлении спектакля. Чувство

Страха и жалости, говорит он,

Может быть вызвано театральной обстановкой

(оформлением), но может возникать

И из самого хода событий.

Последнее важнее и составляет как раз

Стр. 65.

Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 261

Признак лучшего поэта. Если пьеса

Написана хорошо, то каждый и без

Представления ее на сцене, слыша о происходящих

Событиях, будет содрогаться

И испытывать чувство сострадания.

Подобные чувства испытывал бы, например,

Всякий, кто слушал рассказ

О судьбе Эдипа. Что Аристотель не

Недооценивал при этом значения сценической

Обстановки, показывает последняя

глава его «Поэтики». Сравнивая

Между собой эпос и трагедию, Аристотель

Говорит, что трагедия имеет все,

Что есть у эпоса, но у нее есть и нечто

принадлежащее только ей: музыка

И театральная обстановка делают наслаждение

Трагедией особенно живым г.

Поэтому неправы те исследователи,

Которые считают, что Аристотель смотрит

На драму как на чисто литературное

Произведение. При этом обычно

ссылаются на конец VI главы «Поэтики

», где говорится, что «сила трагедии

остается и без состязаний и актеров» 2.

Но общий смысл VI главы и ряда

Последующих высказываний Аристотеля

Позволяют сделать другой вывод.

Выражение «сила трагедии» относится

Здесь в первую очередь к тому, что

Составляет, по Аристотелю, важнейшую

Часть трагедий,— к фабуле, понимаемой

Им как сочетание драматических

Событий, в которых принимают

Участие персонажи трагедии, раскрывающие

В своих действиях характер.

В этом смысле некоторые существенные

Свои свойства, например отличительные

Особенности фабулы, характеров,

Трагедия способна выявить и до постановки

ее на сцене. Как «Поэтика»,

так и некоторые места из «Риторики»



Просмотров 468

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!