Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
О том, что перемена судьбы должна вытекать
«из ранее случившегося по необходимости или вероятности» 1. В главе [X Аристотель говорит об «эписодиче- ской фабуле», подразумевая под ней такую, где «эписодии следуют друг за Другом без всякого вероятия и необходимости » 2. В трагедии должен быть И настоящий конец, то есть развязка, Мотивированная всем ходом событий. «Развязка фабулы,— указывает Аристотель,— Должна вытекать из самой фабулы, а не так, как в «Медее»,— посредством машины или как в «Илиаде »— сцена при отплытии» 3. Трагическое действие должно иметь Некоторую протяженность. Относительно Этой протяженности в VII главе «Поэтики» Аристотель говорит так: Нужно, чтобы действие было достаточно Протяженным, чтобы понять весь ход Событий, вероятных и необходимых, Которые составляют переход от несчастья К счастью или от счастья к несчастью; Вот достаточная мера продолжительности Действия. Прежде чем определить эту протяженность, Аристотель говорит вообще Об условиях эстетического восприятия. Все прекрасное — и животное и какая- Либо вещь, состоящая из частей,— Должно иметь не только эти части В порядке, но и обладать определенной Величиной. Красота, по Аристотелю, Заключается в величине и порядке. Ни чрезмерно малый, ни чрезмерно Большой предмет не могли бы быть Прекрасными. В первом случае обозрение, Сделанное в почти незаметное время, Сливается; во втором случае, так Как обозрение делается не сразу, единство и целостность его * утрачиваются Для обозревающих. Это случилось бы. Например, при обозрении животного, Имеющего 10 тысяч стадиев 4 длины. Подобно тому как одушевленные и неодушевленные Предметы должны иметь Легко обозреваемую величину, так и Фабулы должны иметь легко запоминаемую Длину. Эта протяженность фабулы является самой сущностью дела: тот Объем фабулы достаточен, внутри которого — при непрерывном следовании Событий, по вероятности или необходимости — может произойти перемена От счастья к несчастью или от несчастья К счастью. Трагическое подражание или воспроизведение Совершается в действии, а не В рассказе. Отличительная особенность Трагедии заключается не в том, что она Воспроизводит действие и, следовательно, Людей, которые действуют. Эпос Тоже воспроизводит действующих людей. Различие заключается в том способе, Каким трагедия подражает. Она подражает Не при помощи рассказа, как Эпос, а путем действия. Трагедия выводит Перед нами актеров и заставляет Их действовать, то есть исполнять То действие, которое она ставит своей Целью воспроизвести. Говоря о разных Способах подражания или воспроизведения, Аристотель выражается так: «...подражать в одном и том же и одному И тому же можно, рассказывая 1 А р и с т о т е л ь, Об искусстве поэзии, стр. 72. 2 Т а м же, стр. 69. 8 Т а м же, стр. 89. Едва ли здесь имеется в виду «Медея» Еврипида, в которой применение эоремы является достаточно мотивированным. Что касается сцены отплытия в «Илиаде», То, по всей видимости, речь идет не об эпосе, а о какой-то неизвестной нам трагедии. 4 С т а д и й равен приблизительно 185 м. Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 257 О событии как о чем-то отдельном от Себя, как это делает Гомер, или же Так, что подражающий остается сам Собою, не изменяя своего лица, или Представляя всех, изображаемых лиц как действующих и деятельных» х. В эпическом подражании действие Самим фактом рассказа отнесено в прошлое. Гомер стоит высоко над всеми Поэтами, и ос открывает дорогу трагедии, потом;», что, говоря не всегда от Своего имени, он часто заставляет Выступать вместо себя одного из своих Героев. Таким образом Гомер делает Действие более живым, и его подражание Является уже драматическим. Когда Аристотель в своей «Риторике» (кн. II, Гл. 8) определяет сострадание и те Условия, при которых его можно испытать, Он замечает, что те страдания, Которые кажутся находящимися близ Нас. возбуждают паше сострадание. Из этого с необходимостью вытекает, Что персонажи, которые представлены Нам жестами, голосом, костюмом и вообще Всей игрой актера, возбуждают Более живо наше сострадание, так как Они приближают несчастье к нам, ставят Его перед нашими глазами как Ожидаемое в будущем или прошедшем, И то, что случилось недавно или случится Скоро, более вызывает сострадание. Цель трагического воспроизведения—
|