Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



О том, что перемена судьбы должна вытекать



«из ранее случившегося по необходимости

или вероятности» 1. В главе

[X Аристотель говорит об «эписодиче-

ской фабуле», подразумевая под ней

такую, где «эписодии следуют друг за

Другом без всякого вероятия и необходимости

» 2. В трагедии должен быть

И настоящий конец, то есть развязка,

Мотивированная всем ходом событий.

«Развязка фабулы,— указывает Аристотель,—

Должна вытекать из самой

фабулы, а не так, как в «Медее»,—

посредством машины или как в «Илиаде

»— сцена при отплытии» 3.

Трагическое действие должно иметь

Некоторую протяженность. Относительно

Этой протяженности в VII главе

«Поэтики» Аристотель говорит так:

Нужно, чтобы действие было достаточно

Протяженным, чтобы понять весь ход

Событий, вероятных и необходимых,

Которые составляют переход от несчастья

К счастью или от счастья к несчастью;

Вот достаточная мера продолжительности

Действия.

Прежде чем определить эту протяженность,

Аристотель говорит вообще

Об условиях эстетического восприятия.

Все прекрасное — и животное и какая-

Либо вещь, состоящая из частей,—

Должно иметь не только эти части

В порядке, но и обладать определенной

Величиной. Красота, по Аристотелю,

Заключается в величине и порядке.

Ни чрезмерно малый, ни чрезмерно

Большой предмет не могли бы быть

Прекрасными. В первом случае обозрение,

Сделанное в почти незаметное время,

Сливается; во втором случае, так

Как обозрение делается не сразу, единство

и целостность его * утрачиваются

Для обозревающих. Это случилось бы.

Например, при обозрении животного,

Имеющего 10 тысяч стадиев 4 длины.

Подобно тому как одушевленные и неодушевленные

Предметы должны иметь

Легко обозреваемую величину, так и

Фабулы должны иметь легко запоминаемую

Длину. Эта протяженность фабулы

является самой сущностью дела: тот

Объем фабулы достаточен, внутри которого

— при непрерывном следовании

Событий, по вероятности или необходимости

— может произойти перемена

От счастья к несчастью или от несчастья

К счастью.

Трагическое подражание или воспроизведение

Совершается в действии, а не

В рассказе. Отличительная особенность

Трагедии заключается не в том, что она

Воспроизводит действие и, следовательно,

Людей, которые действуют. Эпос

Тоже воспроизводит действующих людей.

Различие заключается в том способе,

Каким трагедия подражает. Она подражает

Не при помощи рассказа, как

Эпос, а путем действия. Трагедия выводит

Перед нами актеров и заставляет

Их действовать, то есть исполнять

То действие, которое она ставит своей

Целью воспроизвести. Говоря о разных

Способах подражания или воспроизведения,

Аристотель выражается так:

«...подражать в одном и том же и одному

И тому же можно, рассказывая

1 А р и с т о т е л ь, Об искусстве поэзии, стр. 72. 2 Т а м же, стр. 69. 8 Т а м же, стр. 89. Едва ли здесь имеется в виду «Медея» Еврипида, в которой применение

эоремы является достаточно мотивированным. Что касается сцены отплытия в «Илиаде»,

То, по всей видимости, речь идет не об эпосе, а о какой-то неизвестной нам трагедии. 4 С т а д и й равен приблизительно 185 м.

Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 257

О событии как о чем-то отдельном от

Себя, как это делает Гомер, или же

Так, что подражающий остается сам

Собою, не изменяя своего лица, или

Представляя всех, изображаемых лиц

как действующих и деятельных» х.

В эпическом подражании действие

Самим фактом рассказа отнесено в прошлое.

Гомер стоит высоко над всеми

Поэтами, и ос открывает дорогу трагедии,

потом;», что, говоря не всегда от

Своего имени, он часто заставляет

Выступать вместо себя одного из своих

Героев. Таким образом Гомер делает

Действие более живым, и его подражание

Является уже драматическим. Когда

Аристотель в своей «Риторике» (кн. II,

Гл. 8) определяет сострадание и те

Условия, при которых его можно испытать,

Он замечает, что те страдания,

Которые кажутся находящимися близ

Нас. возбуждают паше сострадание.

Из этого с необходимостью вытекает,

Что персонажи, которые представлены

Нам жестами, голосом, костюмом и вообще

Всей игрой актера, возбуждают

Более живо наше сострадание, так как

Они приближают несчастье к нам, ставят

Его перед нашими глазами как

Ожидаемое в будущем или прошедшем,

И то, что случилось недавно или случится

Скоро, более вызывает сострадание.

Цель трагического воспроизведения—



Просмотров 463

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!