Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Сведения о происхождении трагедии
и комедии: трагедия произошла, по Аристотелю, Из дифирамба, комедия — от фаллических песен. В VI главе «Поэтики » Аристотель дает свое знаменитое- определение трагедии: «...трагедия есть Подражание действию важному и законченному, Имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, В каждой из своих частей различно Украшенной; посредством действия, а не Рассказа, совершающее путем сострадания И страха очищение подобных аффектов» 2. В каждой трагедии Аристотель различает Шесть составных элементов,, Благодаря которым она оказывается Той или другой по своим качествам. Эти элементы следующие: фабула г Э В. М., Гослитиздат, 1957, стр. 56. Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 255- Характеры, мысли, словесные выражения, Музыка х и зрелищная сторона 2. Три первых элемента Аристотель относит К предмету воспроизведения (фабула, Характеры и мысли), два — к средствам Воспроизведения (словесное выражение И музыка) и один к самому Роду или способу воспроизведения (сценическая постановка). Указанные Аристотелем шесть элементов трагедии Не могут быть разъединены один от другого, Составляя живую ткань пьесы, Написанной именно для постановки В театре. Только для удобства научного Анализа Аристотель до известной степени Изолирует один элемент от другого, Давая отдельное определение каждому Из них,— кроме музыки и сценической Постановки. Необходимо остановиться на отдельных Частях определения трагедии у Аристотеля. Трагедия, говорит Аристотель, Есть подражание действию, то есть Именно действие является предметом Поэтического подражания в трагедии. Изображение характеров, по мнению Аристотеля, подчинено изображению действия: характеры схватываются Именно через изображение действия. Действие и фабула, понимаемая Аристотелем Как сочетание событий, суть цель трагедии: без действия не было бы Трагедии. Без характеров трагедия могла бы и обойтись. Это заключение, Поразительное для читателя, воспитанного На новоевропейской эстетике, приоткрывает Нам специфику античного Понимания задач драматургии. Несколько Дальше вопрос о соотношении Фабулы и характеров представляется В таком виде. Фабула есть начало И как бы душа трагедии, характеры же Стоят только на втором месте. То, чем Трагедия особенно увлекает душу, это Части фабулы — перипетии 3 и узнавания. Предпочтительнее, чтобы трагический персонаж переходил*от счастья К несчастью, а не наоборот. Именно Таким образом трагический поэт приводит В движение в душе зрителей две страсти: сострадание и страх. Трагическое действие должно быть Полным. Оно должно составлять нечто Целое, то есть иметь начало, середину И конец. Это положение на первый Взгляд кажется как будто несущественным Или даже само собой Разумеющимся. На самом деле оно Вовсе не сведено к формальности и Имеет большое значение. Аристотель прямо указывает, что «хорошо составленные Фабулы не должны начинаться Откуда попало, ни где попало оканчиваться » 4. Таким образом, всякое драматическое Произведение должно иметь Прежде всего действительную настоящую Завязку действия. Эта завязка Действия давалась, как известно, в прологе, Который излагал события, предшествующие Началу действия, указывая На конфликт, подлежащий разрешению, На взаимоотношения между Главными действующими лицами и т. п- Дальше, вслед за прологом, события* В трагедии должны развиваться по вероятности или необходимости, ка^ это и вообще должно быть в поэзии* А не представлять собой серию отдель-- Ных эпизодов, быть может, и весьма Интересных, но не связанных с завяз- В широком значении этого слова (главное место в музыке занимали, конечно, песни хора) - 2 В данном случае все то, что может быть предметом лицезрения, то есть сценическая поста - новка, включая и игру актеров. 3 Под перипетией Аристотель понимает перелом действия от счастья к несчастью, ил** Наоборот. 4 А р и с т о т е л ь , Об искусстве поэзии, стр. 63. Глава XI Кои пьесы и уводящих в сторону от Основной линии фабулы. По поводу развития событий в трагедии в «Поэтике » неоднократно подчеркивается мысль
|