Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Взглядам Платона. Искусство,



по Платону, ставит своей целью «подражание

» (p.tfi.rjaig). Подражать художник

Может, очевидно, только тем предметам,

Которые он имеет перед собой.

Глава XI

Но ведь вещи чувственного мира, по

Платону, лишь искаженные подобия

Вечных идей. Стало быть, художник,

Подражая чувственным вещам, воспроизводя

Их, создает лишь копию с копии.

Поэтому, согласно воззрениям Платона,

Искусство есть низший род познания

И не все виды его приемлемы.

Однако Платон понимает значение

Искусства в общественной жизни, поэтому

Он довольно много говорит об

искусстве в своем «Государстве». В

Этой работе (одной из первых социальных

Утопий в истории европейской

Культуры) Платон рисует идеальную

Картину человеческого общества и государства.

Граждане этого государства

четко разделены на три сословия:

Ремесленников (включая сюда земледельцев),

Воинов и правителей. Правителями

Должны быть философы. Воины—

это «наемные надзиратели для народа

». Воины и правители освобождаются

от всяких материальных забот: все

Необходимое им доставляют ремесленники.

Только ремесленники в государстве

Платона живут на основе частной

Собственности. Для двух первых сословий

Частная собственность уничтожается.

По словам Маркса, «идеальное

государство» Платона представляло

собою «афинскую идеализацию египетского

кастового строя» х.

Понимая общественное значение

Искусства, Платон совершенно лосле-

Довательно со своей точки зрения ставит

Вопрос о том, все ли виды искусства

Можно допустить в проектируемое им

Государство. Некоторые виды искусства,

По его мнению, делают человека

Нравственнее и благороднее (например,

Скромные и мужественные песни и пляски),

Другие же, напротив, прививают

Ему дурные качества. Трагедия и комедия

В государство Платона не допускаются.

Ведь воины в идеальном государстве

Должны думать только о защите

Его независимости и личем другим

не заниматься. «Нельзя допустить того.

Чтобы люди, которые должны быть

Доблестными, подражали женщине,

Молодой или старой, спорящей с богами,

больной, скорбной или влюбленной:

Странно было бы также допустить подражание

И мужчинам, негодным и подлым

Или безумствующим людям и рабам

» 2. В этих словах ясно слышится

Выпад Платона против современной

Ему трагедии, особенно против быто-

Писательских тенденций пьес Еврипи-

Да. Но наблюдать нужно не только

За поэтами, но и за другими представителями

Искусства, чтобы они не вносили

В свои произведения распущенности,

Низости и безобразия.

В десятой книге «Государства» Платон

Прямо утверждает, что поэзия ни

В какой мере не приемлема, поскольку

она «подражательна». Здесь как раз

Усиленно развивается и подчеркивается

Та мысль, что искусство является лишь

Копией с копии. Мастер, который делает

кровать, создает не самую «сущность»

Кровати, а нечто на нее похожее, принадлежащее

Не миру истины, а миру

Лживого правдоподобия. Живописец

Рисует эту кровать, то есть делает

Копию того, что само является искаженным

отражением подлинной «сущности

» кровати. «В этом отношении

Подражательное искусство стоит далеко

От истины, и думается, что оно за все

Берется потому, что от каждого предмета

Берет нечто незначительное, какой-

К. М а р к с , Капитал, т. I, M., 1953, стр. 375.

П л а т о н , Государство, кн. III, 395 D — Е.

Учение Аристотеля о трагедии в сопоставлении со взглядами на трагедию Платона 253

то призрак» г. Это положение затем

Подтверждается специально по отношению

к трагедии и «главному ее представителю

— Гомеру» 2. Необходимо раскрыть

Заблуждение тех, кто при встрече

С поэтами-трагиками не отдает себе

Отчета в том, что их произведения—

это «третьестепенная подлинность и что

Это им легко сочинить без знания истины

». Поэты-трагики, говорит Платон,

Заявляют притязание на то, что они

Знают и добро, и зло, и то, что относится

К божеству. Между тем надо

Считать твердо установленным, что,

Начиная с Гомера, все поэты — только

Простые подражатели призраков и совсем

Не касаются истины. Поэт-подражатель,

Создавая свои произведения, опирается

На ту часть человеческой души,

которая «удалена от разума и является

Любовницей и подругой всего болезненного

и лживого» 3.

Поэты, и особенно поэты-трагики,

Передают волнующие и темные состояния

Души. Они представляют своих

Героев в слезах, в состоянии печали;



Просмотров 543

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!