Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Его проявлениях не подвергалось в



Комедиях Аристофана никакой критике.

Как правило, рабы выступали

Исполнителями приказаний своих господ.

В ранних комедиях драматурга

Рабы были лишь эпизодическими фигурами

И, во всяком случае, персонажами

Второстепенными. Таковы рабы Три-

гея в «Мире» или рабы в «Осах». Однако

В дальнейшем образ раба усложняется.

В «Лягушках» Дионис осуществляет

Задуманное им предприятие при поддержке

Своего раба Ксанфия, обращающегося

Со своим господином запанибрата.

В «Плутосе» роль раба Кариона

По своему значению занимает второе

Место после главной роли Хремила.

Именно к Кариону в конце пьесы обращается

Гермес со смиренной просьбой

О работе, после того как люди перестали

Приносить богам жертвы.

В этих комедиях Аристофана намечается

Уже образ раба — помощника

И наперсника своего господина, играющий

Такую большую роль в новоаттической,

А позже и в римской комедии.

В некоторых комедиях Аристофана

В качестве действующих лиц выступают

греческие боги. В комедии «Мир» появляется

Гермес, в «Птицах»— Посейдон,

в «Лягушках»— Дионис и Плутон.

Все эти образы даются драматургом

в гротесковом плане. Например, Гермес

в «Мире» встречает сначала прилетевшего

На небо Тригея весьма грубо,

Но, получив от него кусок мяса, меняет

Свое поведение и подробно рассказывает

Обо всех небесных делах. Дионис

в «Лягушках» выведен шутом и трусом,

Которого к тому же подвергают порке.

Помимо того, что в некоторых комедиях

Аристофана боги выступают в качестве

Действующих лиц, в ряде мест

отдельные персонажи даю? характеристику

Миру богов. Надо сказать, что,

За немногими исключениями, боги

Осмеиваются Аристофаном так же, как

И выводимые в его пьесах люди. Так,

в «Плутосе» Зевс из зависти препятствует

Справедливому распределению

богатства на земле. В «Лягушках» царство

Плутона изображается в весьма

прозаическом виде: там есть и булочные,

И трактиры, и харчевни с клопами,

И публичные дома. Аристофан осмеивает

Чудеса, пророчества и жрецов,

В пародийном виде изображает приношения.

Крупный знаток античной культуры

Академик И. И. Толстой прямо утверждает,

что «сын просвещенных Афин

Конца V века, Аристофан очень далек

от наивной веры в богов: так смеяться

Над ходячими представлениями о Зевсе,

Как смеется Аристофан устами

Сократа в своих «Облаках», верующий

человек не мог» 2.

Однако одновременно с этим Аристофан

Выступает в защиту официальной

Религии и изображает людей, подобных

Еврипиду и Сократу, безбожниками.

Здесь явная непоследовательность,

Которая может быть объяснена только

Всем строем мыслей и чувств мелкого

И среднего аттического земледельца.

Интересно отметить — и это тоже

Надо поставить в связь с мировоззрением

Аттического земледельца,— что

Насмешки Аристофана не затрагивают

Местные аттические божества — Афину,

Деметру и Персефону, а также аттического

Героя Тесея. Старый аттиче-

Цит. по «Истории греческой литературы», т. I, стр. 472.

Глава X

Ский культ для Аристофана был неприкосновенным,

Так как, согласно его

Взглядам, составлял один из устоев

Афинской республики времен Марафона

И Саламина.

Действие в комедиях Аристофана

Почти всегда развивается прямолинейно.

Уже в прологе герой или герои

сообщают о своем плане и тотчас же

Энергично приступают к его выполнению.

Во всех дошедших до нас пьесах,

за исключением «Облаков», этот план

Удается осуществить. Выполняя свой

Замысел, герой находит, поддержку

У других действующих лиц и у хора

или действует один. Так, в «Осах»

Бделиклеон один ведет борьбу за осуществление

своего плана: рабы только

выполняют его распоряжения. В«Ахар-

нянах» Дикеополь тоже один отстаивает

дело мира. Напротив, в «Птицах»

Писфетеру, выступающему с проектом

Постройки воздушного города, помогает

Его товарищ по путешествию

Эвельпид. В ряде пьес хор оказывает

Поддержку действующим лицам. Так,

во «Всадниках» хор в пароде воинственно

устремляется на Клеона. В «Ли-

систрате» одно полухорие энергично

Поддерживает героиню в ее борьбе против

Войны.

Есть такие пьесы, в которых хор

Резко восстает против намерений героя

и других действующих лиц. В «Ахарня-

нах», например, старики-угольщики

Хотят побить камнями Дикеополя за

Его предложение заключить мир с их

Злейшими врагами — спартанцами. В

«Птицах» хор собирается насмерть заклевать



Просмотров 464

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!