Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Его проявлениях не подвергалось в
Комедиях Аристофана никакой критике. Как правило, рабы выступали Исполнителями приказаний своих господ. В ранних комедиях драматурга Рабы были лишь эпизодическими фигурами И, во всяком случае, персонажами Второстепенными. Таковы рабы Три- гея в «Мире» или рабы в «Осах». Однако В дальнейшем образ раба усложняется. В «Лягушках» Дионис осуществляет Задуманное им предприятие при поддержке Своего раба Ксанфия, обращающегося Со своим господином запанибрата. В «Плутосе» роль раба Кариона По своему значению занимает второе Место после главной роли Хремила. Именно к Кариону в конце пьесы обращается Гермес со смиренной просьбой О работе, после того как люди перестали Приносить богам жертвы. В этих комедиях Аристофана намечается Уже образ раба — помощника И наперсника своего господина, играющий Такую большую роль в новоаттической, А позже и в римской комедии. В некоторых комедиях Аристофана В качестве действующих лиц выступают греческие боги. В комедии «Мир» появляется Гермес, в «Птицах»— Посейдон, в «Лягушках»— Дионис и Плутон. Все эти образы даются драматургом в гротесковом плане. Например, Гермес в «Мире» встречает сначала прилетевшего На небо Тригея весьма грубо, Но, получив от него кусок мяса, меняет Свое поведение и подробно рассказывает Обо всех небесных делах. Дионис в «Лягушках» выведен шутом и трусом, Которого к тому же подвергают порке. Помимо того, что в некоторых комедиях Аристофана боги выступают в качестве Действующих лиц, в ряде мест отдельные персонажи даю? характеристику Миру богов. Надо сказать, что, За немногими исключениями, боги Осмеиваются Аристофаном так же, как И выводимые в его пьесах люди. Так, в «Плутосе» Зевс из зависти препятствует Справедливому распределению богатства на земле. В «Лягушках» царство Плутона изображается в весьма прозаическом виде: там есть и булочные, И трактиры, и харчевни с клопами, И публичные дома. Аристофан осмеивает Чудеса, пророчества и жрецов, В пародийном виде изображает приношения. Крупный знаток античной культуры Академик И. И. Толстой прямо утверждает, что «сын просвещенных Афин Конца V века, Аристофан очень далек от наивной веры в богов: так смеяться Над ходячими представлениями о Зевсе, Как смеется Аристофан устами Сократа в своих «Облаках», верующий человек не мог» 2. Однако одновременно с этим Аристофан Выступает в защиту официальной Религии и изображает людей, подобных Еврипиду и Сократу, безбожниками. Здесь явная непоследовательность, Которая может быть объяснена только Всем строем мыслей и чувств мелкого И среднего аттического земледельца. Интересно отметить — и это тоже Надо поставить в связь с мировоззрением Аттического земледельца,— что Насмешки Аристофана не затрагивают Местные аттические божества — Афину, Деметру и Персефону, а также аттического Героя Тесея. Старый аттиче- Цит. по «Истории греческой литературы», т. I, стр. 472. Глава X Ский культ для Аристофана был неприкосновенным, Так как, согласно его Взглядам, составлял один из устоев Афинской республики времен Марафона И Саламина. Действие в комедиях Аристофана Почти всегда развивается прямолинейно. Уже в прологе герой или герои сообщают о своем плане и тотчас же Энергично приступают к его выполнению. Во всех дошедших до нас пьесах, за исключением «Облаков», этот план Удается осуществить. Выполняя свой Замысел, герой находит, поддержку У других действующих лиц и у хора или действует один. Так, в «Осах» Бделиклеон один ведет борьбу за осуществление своего плана: рабы только выполняют его распоряжения. В«Ахар- нянах» Дикеополь тоже один отстаивает дело мира. Напротив, в «Птицах» Писфетеру, выступающему с проектом Постройки воздушного города, помогает Его товарищ по путешествию Эвельпид. В ряде пьес хор оказывает Поддержку действующим лицам. Так, во «Всадниках» хор в пароде воинственно устремляется на Клеона. В «Ли- систрате» одно полухорие энергично Поддерживает героиню в ее борьбе против Войны. Есть такие пьесы, в которых хор Резко восстает против намерений героя и других действующих лиц. В «Ахарня- нах», например, старики-угольщики Хотят побить камнями Дикеополя за Его предложение заключить мир с их Злейшими врагами — спартанцами. В «Птицах» хор собирается насмерть заклевать
|