Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В тот период, когда симптомы разложения



Этой демократии стали совершенно

Ясными. Аристофан верно подмечает

ряд отрицательных явлений того времени:

Рост власти денег, разложение

В связи с этим прежнего политико-

Морального единства полиса, явления

Паразитизма в связи с расширением

Рабовладельческого хозяйства. На фоне

Всех этих явлений возможны были

Такие факты, как казнокрадство, подкуп,

Грубая лесть демагогов народу,

Эксплуатация афинских союзников

И многое другое. Однако, правильно

Отмечая ряд отрицательных сторон

Современной ему действительности,

Аристофан не может все же указать

Выхода из создавшегося положения.

Он хотел бы вернуть античный полис

К начальному периоду его существования

Или по крайней мере ко времени

Греко-персидских воин, когда заложенные

В нем противоречия не успели еще

Выявиться в полной мере. Но ведь

В эпоху дальнейшего роста денежного

Хозяйства и крупного рабовладения

Невозможно было вернуться к начальному

Моменту развития полиса. Положительная

Программа Аристофана носит

В себе, таким образом, черты утопизма,

И, в общем, он оказывается

Гораздо более сильным в показе отрицательных

Явлений своего времени,

А не в решении поставленных задач.

В последних комедиях Аристофана

Злободневная политическая сатира уже

Сильно смягчена и появляются кое-

Какие элементы чисто бытовой комедии.

Ученые справедливо рассматривают эти

Пьесы как известный переход к средней

Комедии, занимавшейся пародированием

Мифов и изображением людей

В их частной жизни.

Комедия Аристофана была самым

Тесным образом связана с современной

Ему жизнью. Отдельные намеки и политические

Выпады, обильно рассеянные

В его пьесах, представляли особенную

Прелесть для афинян-современников.

Но это же обстоятельство в значительной

Степени затрудняло понимание

Аристофана и снижало интерес к нему

В последующее время. Его злободневные

Политические намеки позже либо

Совсем перестали пониматься, либо

Утратили ту степень остроты, какую

Они имели для современников драматурга.

К тому же последующие эпохи

В силу социально-экономических условий

Были мало благоприятны для развития

политической комедии: ни в эллинистических

Монархиях, ни в римской

Республике при господстве аристократического

Сената не могла появиться

Комедия, сколько-нибудь подобная политической

Комедии Аристофана. За

Аристофаном сохранилась слава вели-

Древняя аттическая комедия 24И

Т£1

«-Я*,

Борьба за женщину. Флиак. Ваза

Кого комедиографа, но непосредственного

Влияния его не ощущалось. Даже

В эпоху Возрождения, когда постепенно

Начинает пробуждаться интерес к Аристофану,

Наибольшим успехом пользовался

его «Плутос», лишенный злободневной

Политической сатиры.

Серьезный и глубокий интерес к

Аристофану возникает, в сущности,

С конца XVIII в.

Гёте обрабатывает «Птиц» Аристофана

Для постановки в Веймарском

театре. Лессинг в «Гамбургской драматургии

», решая вопрос о типичности

Характеров, приводит в качестве примера

образ Сократа из «Облаков» Аристофана:

«Под именем Сократа Аристофан

Хотел выставить смешным и подозрительным

Не одного Сократа, а всех

Софистов, занимавшихся воспитанием

Молодых людей. Его героем был вообще

Опасный софист, и он называл его

Сократом только потому, что таким

провозгласила Сократа молва» *.

В XIX в. за Аристофаном упрочивается

Слава великого социального

Сатирика. Его творчество высоко ценилось

Русской революционно-демократической

Критикой. Для В. Г. Белинского

Аристофан —«последний великий

поэт Греции».

Герцен, говоря о значении смеха

Для исправления человеческих недостатков,

вспоминает комедии Аристофана:

«Смех — одно из самых сильных

Орудий против всего, что отжило и еще

Т.-Э. Лессинг, Гамбургская драматургия, М.—Л., «Academia», 1936, стр. 329.

Глава X

Держится бог знает на чем, важной

Развалиной, мешая расти свежей жизни

и пугая слабых...» «В древнем мире

Хохотали на Олимпе и хохотали на земле,

Слушая Аристофана и его комедии,

Хохотали до самого Лукиана... Заставить

Улыбнуться над богом Аписом

Значит расстричь его из священного

сана в простые быки» х. Н. Г. Чернышевский,

Характеризуя комедии Аристофана

И вообще всю древнюю комедию,

Отмечает патриотизм, пронизывающий

Все творчество Аристофана,



Просмотров 533

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!