Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В тот период, когда симптомы разложения
Этой демократии стали совершенно Ясными. Аристофан верно подмечает ряд отрицательных явлений того времени: Рост власти денег, разложение В связи с этим прежнего политико- Морального единства полиса, явления Паразитизма в связи с расширением Рабовладельческого хозяйства. На фоне Всех этих явлений возможны были Такие факты, как казнокрадство, подкуп, Грубая лесть демагогов народу, Эксплуатация афинских союзников И многое другое. Однако, правильно Отмечая ряд отрицательных сторон Современной ему действительности, Аристофан не может все же указать Выхода из создавшегося положения. Он хотел бы вернуть античный полис К начальному периоду его существования Или по крайней мере ко времени Греко-персидских воин, когда заложенные В нем противоречия не успели еще Выявиться в полной мере. Но ведь В эпоху дальнейшего роста денежного Хозяйства и крупного рабовладения Невозможно было вернуться к начальному Моменту развития полиса. Положительная Программа Аристофана носит В себе, таким образом, черты утопизма, И, в общем, он оказывается Гораздо более сильным в показе отрицательных Явлений своего времени, А не в решении поставленных задач. В последних комедиях Аристофана Злободневная политическая сатира уже Сильно смягчена и появляются кое- Какие элементы чисто бытовой комедии. Ученые справедливо рассматривают эти Пьесы как известный переход к средней Комедии, занимавшейся пародированием Мифов и изображением людей В их частной жизни. Комедия Аристофана была самым Тесным образом связана с современной Ему жизнью. Отдельные намеки и политические Выпады, обильно рассеянные В его пьесах, представляли особенную Прелесть для афинян-современников. Но это же обстоятельство в значительной Степени затрудняло понимание Аристофана и снижало интерес к нему В последующее время. Его злободневные Политические намеки позже либо Совсем перестали пониматься, либо Утратили ту степень остроты, какую Они имели для современников драматурга. К тому же последующие эпохи В силу социально-экономических условий Были мало благоприятны для развития политической комедии: ни в эллинистических Монархиях, ни в римской Республике при господстве аристократического Сената не могла появиться Комедия, сколько-нибудь подобная политической Комедии Аристофана. За Аристофаном сохранилась слава вели- Древняя аттическая комедия 24И Т£1 «-Я*, Борьба за женщину. Флиак. Ваза Кого комедиографа, но непосредственного Влияния его не ощущалось. Даже В эпоху Возрождения, когда постепенно Начинает пробуждаться интерес к Аристофану, Наибольшим успехом пользовался его «Плутос», лишенный злободневной Политической сатиры. Серьезный и глубокий интерес к Аристофану возникает, в сущности, С конца XVIII в. Гёте обрабатывает «Птиц» Аристофана Для постановки в Веймарском театре. Лессинг в «Гамбургской драматургии », решая вопрос о типичности Характеров, приводит в качестве примера образ Сократа из «Облаков» Аристофана: «Под именем Сократа Аристофан Хотел выставить смешным и подозрительным Не одного Сократа, а всех Софистов, занимавшихся воспитанием Молодых людей. Его героем был вообще Опасный софист, и он называл его Сократом только потому, что таким провозгласила Сократа молва» *. В XIX в. за Аристофаном упрочивается Слава великого социального Сатирика. Его творчество высоко ценилось Русской революционно-демократической Критикой. Для В. Г. Белинского Аристофан —«последний великий поэт Греции». Герцен, говоря о значении смеха Для исправления человеческих недостатков, вспоминает комедии Аристофана: «Смех — одно из самых сильных Орудий против всего, что отжило и еще Т.-Э. Лессинг, Гамбургская драматургия, М.—Л., «Academia», 1936, стр. 329. Глава X Держится бог знает на чем, важной Развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых...» «В древнем мире Хохотали на Олимпе и хохотали на земле, Слушая Аристофана и его комедии, Хохотали до самого Лукиана... Заставить Улыбнуться над богом Аписом Значит расстричь его из священного сана в простые быки» х. Н. Г. Чернышевский, Характеризуя комедии Аристофана И вообще всю древнюю комедию, Отмечает патриотизм, пронизывающий Все творчество Аристофана,
|