Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Бы заниматься ни наукой, ни ремеслом
Никто не стал бы пахать землю, плавить Руду, строить суда, дубить кожу И вообще работать. На замечание Хремила, Что всем этим будут заниматься Рабы, Бедность возражает, что рабов Тогда негде будет достать, так как никто из торговцев, имея богатство^ Не пожелает заниматься столь опасным Ремеслом, как торговля рабами. Придется людям самим и пахать и делать Все остальное. Не будет ни кроватей, Ни ковров, ни красивой одежды. Кто захочет всем этим заниматься?' И получится тогда, что и при богатстве Люди будут терпеть во всем недостаток. А теперь Бедность как хозяйка, Сидит в доме у ремесленника и побуждает Его работать. В ответе Хремила На этот довод Бедности дается изображение Жизни бедняка, сделанное с потрясающим Реализмом. Крик и плач Голодных детей, причитания старух, Вши, блохи. Вместо платья — лохмотья, вместо кровати «сноп соломы, Кишащей клопами. Вместо ковра — Гнилая рогожа, а вместо подушки — камень под головой». Бедность говорит, Что Хремил изобразил нищету, а не Жизнь бедняка, которая вовсе не похожа на участь нищего: Участь нищего, как описал ты ее, в том, Чтоб жить, ничего не имея; Участь бедного — быть бережливым всегда И всегда быть прилежным в работе, Нет избытка совсем у него, но зато ые бывает ни^в чем недостатка х. А р и с т о ф а н , Комедии, т. 2, стр. 434. Глава X На вопрос Хремила, отчего же, Если Бедность так хороша, люди стараются Избежать ее, Бедность отвечает, Что ведь и дети бегут от отцов, желающих Им только хорошего. Хремил В конце концов прогоняет Бедность. Он приказывает Кариону захватить С собой ковры и вести Плутоса в храм Асклепия. Вторая половина пьесы развертывается Условно после ночи, которую Плутос провел в храме Асклепия. Карион, вбегая на орхестру, радостно Сообщает хору о том, что к Плутосу Вернулось зрение. На просьбу жены Хремила рассказать, как все это произошло, Следует полный комизма рассказ Кариона. По приказанию жреца Все находившиеся в храме больные Улеглись спать. Огни были потушены. Жрец приказал молчать, если послышится Шум. Но Кариону не давал Спать горшок с кашей, поставленный У изголовья одной старухи. Ему очень Хотелось подползти к горшку, но вначале Его удерживало благочестие. Однако Когда Карион подсмотрел, как Жрец складывает себе в мешок все Приношения больных, он кинулся К горшку с кашей. Старуха, услышав Шум, протянула руку, чтобы прикрыть Кашу. Тогда Карион укусил Ее за руку, как будто бы это был священный Змей. Но вот наконец появился И Асклепий, который стал обходить Больных. Он протер чистой тряпочкой Глаза Плутосу, а дочь Асклепия Панацея Закрыла пурпуровым покрывалом Ему голову и лицо. Затем из алтаря Выползли две громадные змеи, которые Стали лизать Плутосу глаза,— и бог Богатства прозрел. Сейчас он явится Сюда в сопровождении Хремила и тол- Когда _____одежду нельзя уже было носить из-; Вать богам. Пы людей с венками на головах. Появляется Плутос. Он приветствует солнце И землю Паллады. давшую ему Приют. Он стыдится своих прежних Заблуждений. Теперь все будет иначе; Только честные получат богатство. Действующие лица входят в* дом Хремила. Следует красочный рассказ Кариона О богатстве и изобилии, свалившихся На дом его хозяина. Здесь перечисляется Все, о чем мечтала, вероятно, современная Аристофану афинская беднота. А дальше идут четыре заключительных Сцены, в которых показываются последствия Нового порядка вещей. Приходит Честный человек, раньше несчастный, А теперь ставший счастливым. Бедность Осталась в прошлом. Раб Честного держит В руках старый плащ, в котором Его хозяин мерзнул тринадцать лет, И старые башмаки. Все это Честный Желает пожертвовать богу г. После этого на орхестре появляется Накрашенная старуха, которая держит Блюдо с пирожными и сладостями. Она Рассказывает Хремилу о своем горе. Один красивый, но бедный молодой Человек, который так нежно любил Ее раньше и принимал от нее разные Подарки, сегодня вдруг отослал обратно Это блюдо со сладостями. Появляется И этот молодой человек. Теперь он издевается Над старухой. Остроумные реплики По адресу престарелой кокетки Отпускает и Хремил. Однако последний Замечает юноше, что если раньше он Любил пить вино, то теперь надо пить И подонки с дрожжами. Во всей этой Сцене много буффонады, крепких народных Выражений.
|