Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Бделиклеон ловко подсовывает отцу



Не ту урну для голосования, Лабет

Оказывается оправданным. В отчаянии

От своей ошибки Филоклеон падает в

Обморок. Сын приводит его в чувство и

Утешает, обещая устроить счастливую

Жизнь, водить на пиры и на зрелища.

Вторая часть пьесы не связана с основной

Сюжетной линией, то есть с вопросом

о гелиэе и гелиастах: в ней

Изображаются последствия пира, куда

Сын повел отца, выполняя свое обещание.

Не без труда надев на отца новый

Плащ и модную лаконскую обувь

(Филоклеон никак не хотел расстаться

Со своим рваным плащом и старыми

Башмаками) и наскоро обучив его хорошим

Манерам, Бделиклеон ведет отца

На пир. Но оказывается, обучение хорошим

Манерам не помогло. На пиру старик

вел себя безобразно: набив себе

А р и с т о ф а н , Комедии, т. I, стр. 300. 2 Д е м ы — общинные округа древней Аттики, по принадлежности к которым определялось

Право афинского гражданства; поэтому их наименование входило в официальную характеристику

Личности афинянина.

Очевидно, маски, изображающие собачьи морды, чем-то напоминали лица Клеона и Лахета.

Глава X

Живот всякой всячиной и напившись

Пьяным, он стал прыгать и смеяться.

Он избил Ксанфия, оскорбил всех

Гостей. Перед зрителями показывается

И сам Филоклеон, совершенно пьяный,

С факелом в руке; он с непристойными

Остротами тащит за собой флейтистку,

Которую увел с пира и которую намеревается

Выкупить после смерти своего

Сына. По дороге старик избил нескольких

Человек, которые появляются

На орхестре со свидетелями скандала

И хотят тащить его в суд. Филоклеон

Издевается над всеми, и потерпевшие

Удаляются, угрожая судом. Сыну все

Это надоедает, он берет отца в охапку

И вносит в дом.

Но Филоклеон еще раз появляется

На орхестре в костюме киклопа Полифема.

Подкрепившись перед этим (за

Сценой) вином и вспомнив древние танцы,

В которых выступал когда-то Фес-

Пид, он решил теперь доказать, что нынешние

Трагические пляски ничего

Не стоят. В костюме киклопа он танцует

Бешеный танец, вертясь и высоко поднимая

Ноги. Он бросает вызов всем

трагикам: пусть приходят помериться

С ним в трагической пляске.

Один за другим входят три малорослых

Танцора, ряженные крабами. Это

Комический танец.

Каркинята, сыновья современного Аристофану

Трагического поэта Каркина

(чье имя по-гречески значит краб).

Хор дает плясунам место и подбодряет

Их своим пением. Под бешеный танец

Филоклеона и каркинят хор покидает

Орхестру, замечая, что еще никто до сих

Пор не провожал танцами комический

Хор.

Хор комедии передает страстную ожесточенность,

Упорство и неотесанность

Старых аттических бойцов, и если драматург

Не называет судей-ос марафоно-

Махами (то есть ветеранами, сражавшимися

При Марафоне), то только из-за

Того, что они одержимы страстью к судебным

Процессам. Однако сами осы

Много говорят о своих воинских подвигах

И считают (не без основания), что

Их потом и кровью создано морское

Могущество Афин. Несмотря на то,

Что драматург осмеивает хор за его

Страсть к сутяжничеству, отношение его

К хору, скорее, положительное. Это

Все добрые, трудолюбивые аттические

Земледельцы, и если у них появилась

Пагубная страсть к суду, в этом виноваты

Демагоги, поддерживающие напряженное

Положение в государстве и сеющие

Рознь между гражданами. Поэт

За то, чтобы сохранить жало у гелиастов

Древняя аттическая комедия 223

(у кого нет жала, тому не надо давать

Обола), но надо употребить его на другие

Цели, а не на то, чтобы непременно

Жалить людей. Вот почему во второй

Части парабасы осиное жало гелиастов

Служит своеобразным символом упорного

Труда и воинской доблести.

Конец пьесы, показывающий дебоширство

Пьяного Филоклеона, не имеет

Уже никакого отношения к сатирическому

Изображению афинского судопроизводства,

А ставит своей задачей

Позабавить зрителей чисто психологической

Стороной поведения главного

Героя. Старик, занятый ежедневно

выполнением своего «государственного

долга» и ведший суровую жизнь бедного

Гелиаста, срывается после долгого

Поста и пересаливает в наслаждении

Особое место среди всех комедий

Аристофана занимают его «Птицы»,

Поставленные на афинской сцене в 414 г.

До н. э. Это — комедия-феерия, комедия-

Сказка. Хор ее состоит из птиц.

Пьеса была поставлена в момент сильного

Общественного возбуждения, вызванного

Сицилийской экспедицией



Просмотров 453

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!