Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Бделиклеон ловко подсовывает отцу
Не ту урну для голосования, Лабет Оказывается оправданным. В отчаянии От своей ошибки Филоклеон падает в Обморок. Сын приводит его в чувство и Утешает, обещая устроить счастливую Жизнь, водить на пиры и на зрелища. Вторая часть пьесы не связана с основной Сюжетной линией, то есть с вопросом о гелиэе и гелиастах: в ней Изображаются последствия пира, куда Сын повел отца, выполняя свое обещание. Не без труда надев на отца новый Плащ и модную лаконскую обувь (Филоклеон никак не хотел расстаться Со своим рваным плащом и старыми Башмаками) и наскоро обучив его хорошим Манерам, Бделиклеон ведет отца На пир. Но оказывается, обучение хорошим Манерам не помогло. На пиру старик вел себя безобразно: набив себе А р и с т о ф а н , Комедии, т. I, стр. 300. 2 Д е м ы — общинные округа древней Аттики, по принадлежности к которым определялось Право афинского гражданства; поэтому их наименование входило в официальную характеристику Личности афинянина. Очевидно, маски, изображающие собачьи морды, чем-то напоминали лица Клеона и Лахета. Глава X Живот всякой всячиной и напившись Пьяным, он стал прыгать и смеяться. Он избил Ксанфия, оскорбил всех Гостей. Перед зрителями показывается И сам Филоклеон, совершенно пьяный, С факелом в руке; он с непристойными Остротами тащит за собой флейтистку, Которую увел с пира и которую намеревается Выкупить после смерти своего Сына. По дороге старик избил нескольких Человек, которые появляются На орхестре со свидетелями скандала И хотят тащить его в суд. Филоклеон Издевается над всеми, и потерпевшие Удаляются, угрожая судом. Сыну все Это надоедает, он берет отца в охапку И вносит в дом. Но Филоклеон еще раз появляется На орхестре в костюме киклопа Полифема. Подкрепившись перед этим (за Сценой) вином и вспомнив древние танцы, В которых выступал когда-то Фес- Пид, он решил теперь доказать, что нынешние Трагические пляски ничего Не стоят. В костюме киклопа он танцует Бешеный танец, вертясь и высоко поднимая Ноги. Он бросает вызов всем трагикам: пусть приходят помериться С ним в трагической пляске. Один за другим входят три малорослых Танцора, ряженные крабами. Это Комический танец. Каркинята, сыновья современного Аристофану Трагического поэта Каркина (чье имя по-гречески значит краб). Хор дает плясунам место и подбодряет Их своим пением. Под бешеный танец Филоклеона и каркинят хор покидает Орхестру, замечая, что еще никто до сих Пор не провожал танцами комический Хор. Хор комедии передает страстную ожесточенность, Упорство и неотесанность Старых аттических бойцов, и если драматург Не называет судей-ос марафоно- Махами (то есть ветеранами, сражавшимися При Марафоне), то только из-за Того, что они одержимы страстью к судебным Процессам. Однако сами осы Много говорят о своих воинских подвигах И считают (не без основания), что Их потом и кровью создано морское Могущество Афин. Несмотря на то, Что драматург осмеивает хор за его Страсть к сутяжничеству, отношение его К хору, скорее, положительное. Это Все добрые, трудолюбивые аттические Земледельцы, и если у них появилась Пагубная страсть к суду, в этом виноваты Демагоги, поддерживающие напряженное Положение в государстве и сеющие Рознь между гражданами. Поэт За то, чтобы сохранить жало у гелиастов Древняя аттическая комедия 223 (у кого нет жала, тому не надо давать Обола), но надо употребить его на другие Цели, а не на то, чтобы непременно Жалить людей. Вот почему во второй Части парабасы осиное жало гелиастов Служит своеобразным символом упорного Труда и воинской доблести. Конец пьесы, показывающий дебоширство Пьяного Филоклеона, не имеет Уже никакого отношения к сатирическому Изображению афинского судопроизводства, А ставит своей задачей Позабавить зрителей чисто психологической Стороной поведения главного Героя. Старик, занятый ежедневно выполнением своего «государственного долга» и ведший суровую жизнь бедного Гелиаста, срывается после долгого Поста и пересаливает в наслаждении Особое место среди всех комедий Аристофана занимают его «Птицы», Поставленные на афинской сцене в 414 г. До н. э. Это — комедия-феерия, комедия- Сказка. Хор ее состоит из птиц. Пьеса была поставлена в момент сильного Общественного возбуждения, вызванного Сицилийской экспедицией
|