Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Что рассуждает о тонких материях
С бревнами. На такой же вопрос Сократа Стрепсиад отвечает, воспроизводя Дословно слова философа, сказанные при первой их встрече: Парю в пространствах, мысля о судьбе Светил 3. Комизм такого ответа усиливается Сходством ситуации. Только вначале Сократ был вверху, подвешенный в своей Корзинке, а Стрепсиад вопрошал Его снизу, теперь же Стрепсиад стоит Вверху, на крыше, а Сократ и его ученики задают ему вопросы, находясь Внизу, выглядывая, вероятно, из окон «мыслильни». Аристофан ополчается в этой пьесе Против философии софистов и говорит Об ее развращающем влиянии на нравы Общества, и в особенности на юношество. Какие обвинения предъявляет поэт софистам? Прежде всего, это безбожники, Отвергающие богов отечественной Религии. В качестве новых богов Появляются Хаос, Облака, Вихрь и Язык. Совершенно ^очевидно, что Вся сложность религиозных воззрений ^софистов этим не исчерпана, но для Поэта, желающего показать, к чему Приводит отступление от традиционной Религии, этого было достаточно. Облака — это символ неясности и расплывчатости Мысли представителей новой Философии. Понятно, почему в качестве Нового бога указан и Язык. Умение Выступать в Народном собрании действительно Приобрело в это время большое Значение и стало одним из средств Сделать политическую карьеру. С помощью Искусно подобранных, но, В сущности, мнимых аргументов некоторые Софисты брались доказывать В одно и то же время прямо противоречащие Друг другу положения. В значительной Степени начинала вырождаться В это время и риторика, которая служила Раньше целям воспитания политического Оратора. В руках худших Ее представителей она превращалась В своеобразный арсенал, откуда всегда Можно было заимствовать хитросплетенные Аргументы, научиться использованию В споре с противником различного Значения одних и тех же слов и т. п. Все это хорошо показано Аристофаном В преувеличенно гротесковом виде как На уроках Стрепсиада у Сократа, так И в агоне Правды и Кривды или в споре Отца с сыном в конце пьесы. Осмеиваются Напыщенные пустые речи новых учителей, Их безапелляционный тон и уверенность, Что только они обладают А р и с т о ф а н , Комедии, т. I, стр. 257. 2 Та м же, стр. 258. 3 Т а м же, стр. 261. Древняя аттическая комедия 217 Истиной. Таким учителем-шарлатаном Прежде всего показан в пьесе Сократ. Занятия Сократа и учеников уже сами По себе смешны. Смех достигается несоответствием поставленных «научных » задач тем средствам, которые Для этого применяются, или самой Мелочностью и никчемностью поставленных «проблем». Ничтожность новой Науки, ее лжемудрствования особенно Ярко воспринимаются по контрасту С вопросами, ответами и репликами Стрепсиада, олицетворяющего Своей персоной здравый крестьянский Смысл. В комедии он играет роль шута- Скомороха, но этот шут много умнее тех, В глазах кого он является дураком. Все Высокие положения сократовской науки Он приспосабливает к своим земным Целям, обнаруживая в этом случае Немалую изобретательность, к которой После пребывания в школе Сократа Прибавилась и известная доля наглости. Сценический образ Сократа наделен Яркимц и выразительными чертами; Однако он находится в самом решительном Противоречии с исторической истиной. Хотя и можно говорить о «школе Сократа», у него не было школы в смысле Особого постоянного, привычного Места, где бы он учил своих учеников. Известно, что он беседовал с первыми Встречными, почему-либо возбудившими Его интерес, прямо на улицах и площадях. Он был беден, но никогда никакой Платы за свои беседы не брал. Вопросами точных наук он, по-видимому, Интересовался в меньшей степени, Чем вопросами нравственности. Его Внимание было направлено на сущность Таких идей, как добродетель, справедливость, Законы, красота, дружба и Т. п. Сократ почитал богов государства И проповедовал подчинение законам Отечества. Как известно, приговоренный Много позже, в 399 г. до н. э., к смертной казни \ он отклонил предложение Бежать из Афин, так как полагал, Что это было бы нарушением законов Государства. Почему же Аристофан Именно его выбрал в качестве представителя Софистики и разрушительных теорий? Любопытно, что так поступали И другие комики, нападавшие на Сократа В своих пьесах,— Кратин, Эвпо-
|