Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Что рассуждает о тонких материях



С бревнами. На такой же вопрос Сократа

Стрепсиад отвечает, воспроизводя

Дословно слова философа, сказанные

при первой их встрече:

Парю в пространствах, мысля о судьбе

Светил 3.

Комизм такого ответа усиливается

Сходством ситуации. Только вначале

Сократ был вверху, подвешенный в своей

Корзинке, а Стрепсиад вопрошал

Его снизу, теперь же Стрепсиад стоит

Вверху, на крыше, а Сократ и его ученики

задают ему вопросы, находясь

Внизу, выглядывая, вероятно, из окон

«мыслильни».

Аристофан ополчается в этой пьесе

Против философии софистов и говорит

Об ее развращающем влиянии на нравы

Общества, и в особенности на юношество.

Какие обвинения предъявляет

поэт софистам? Прежде всего, это безбожники,

Отвергающие богов отечественной

Религии. В качестве новых богов

Появляются Хаос, Облака, Вихрь

и Язык. Совершенно ^очевидно, что

Вся сложность религиозных воззрений

^софистов этим не исчерпана, но для

Поэта, желающего показать, к чему

Приводит отступление от традиционной

Религии, этого было достаточно. Облака

— это символ неясности и расплывчатости

Мысли представителей новой

Философии. Понятно, почему в качестве

Нового бога указан и Язык. Умение

Выступать в Народном собрании действительно

Приобрело в это время большое

Значение и стало одним из средств

Сделать политическую карьеру. С помощью

Искусно подобранных, но,

В сущности, мнимых аргументов некоторые

Софисты брались доказывать

В одно и то же время прямо противоречащие

Друг другу положения. В значительной

Степени начинала вырождаться

В это время и риторика, которая служила

Раньше целям воспитания политического

Оратора. В руках худших

Ее представителей она превращалась

В своеобразный арсенал, откуда всегда

Можно было заимствовать хитросплетенные

Аргументы, научиться использованию

В споре с противником различного

Значения одних и тех же слов и т. п.

Все это хорошо показано Аристофаном

В преувеличенно гротесковом виде как

На уроках Стрепсиада у Сократа, так

И в агоне Правды и Кривды или в споре

Отца с сыном в конце пьесы. Осмеиваются

Напыщенные пустые речи новых учителей,

Их безапелляционный тон и уверенность,

Что только они обладают

А р и с т о ф а н , Комедии, т. I, стр. 257. 2 Та м же, стр. 258. 3 Т а м же, стр. 261.

Древняя аттическая комедия 217

Истиной. Таким учителем-шарлатаном

Прежде всего показан в пьесе Сократ.

Занятия Сократа и учеников уже сами

По себе смешны. Смех достигается

несоответствием поставленных «научных

» задач тем средствам, которые

Для этого применяются, или самой

Мелочностью и никчемностью поставленных

«проблем». Ничтожность новой

Науки, ее лжемудрствования особенно

Ярко воспринимаются по контрасту

С вопросами, ответами и репликами

Стрепсиада, олицетворяющего

Своей персоной здравый крестьянский

Смысл. В комедии он играет роль шута-

Скомороха, но этот шут много умнее тех,

В глазах кого он является дураком. Все

Высокие положения сократовской науки

Он приспосабливает к своим земным

Целям, обнаруживая в этом случае

Немалую изобретательность, к которой

После пребывания в школе Сократа

Прибавилась и известная доля наглости.

Сценический образ Сократа наделен

Яркимц и выразительными чертами;

Однако он находится в самом решительном

Противоречии с исторической истиной.

Хотя и можно говорить о «школе

Сократа», у него не было школы в смысле

Особого постоянного, привычного

Места, где бы он учил своих учеников.

Известно, что он беседовал с первыми

Встречными, почему-либо возбудившими

Его интерес, прямо на улицах и площадях.

Он был беден, но никогда никакой

Платы за свои беседы не брал.

Вопросами точных наук он, по-видимому,

Интересовался в меньшей степени,

Чем вопросами нравственности. Его

Внимание было направлено на сущность

Таких идей, как добродетель, справедливость,

Законы, красота, дружба и

Т. п. Сократ почитал богов государства

И проповедовал подчинение законам

Отечества. Как известно, приговоренный

Много позже, в 399 г. до н. э.,

к смертной казни \ он отклонил предложение

Бежать из Афин, так как полагал,

Что это было бы нарушением законов

Государства. Почему же Аристофан

Именно его выбрал в качестве представителя

Софистики и разрушительных

теорий? Любопытно, что так поступали

И другие комики, нападавшие на Сократа

В своих пьесах,— Кратин, Эвпо-



Просмотров 422

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!