Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Схоластика, как и традиции сенековского



Красноречия, была непосредственно связана

С устными традициями афористического

Обучения

IjH Очевидно, что упражнение в защите тезисов, о котором говорилось выше, было тесно связано с устной культурой, из чего следует, что те, кто изучал это искусство, должны были оснастить свою память широким набором афоризмов и сентенций. Этим и объясняется преобладание сенеков­ского стиля в эпоху поздней Римской империи и его длите­льное влияние на «научный метод» в средние века и в эпо­ху Возрождения. Так, для Френсиса Бэкона, как и для Абеляра, разница между тем, чтобы «писать с помощью афоризмов» и «методическим изложением», есть разница между тщательным анализом и просто способом убежде­ния публики.

В труде «О достоинстве и приумножении наук», которо­му также придана форма ораторской речи, Бэкон, руко­водствуясь доводами разума, отдает предпочтение схола­стической технике афоризма перед цицероновским мето­дом ясного изложения информации в прозаической форме:

Следующее различение метода имеет огромное зна­чение для науки. Речь идет о том, что знания могут пе­редаваться или с помощью афоризмов, или методиче­ски. Прежде всего необходимо заметить, что во многих случаях у людей вошло в привычку на основании самых незначительных аксиом и наблюдений сразу же воздви­гать чуть ли не законченное и величественное учение, поддерживая его кое-какими соображениями, пришед­шими им в голову, украшая всевозможными примерами и связывая воедино определенным способом. Другой же тип изложения, с помощью афоризмов, несет с собой множество преимуществ, недоступных методическому изложению. Во-первых, такой способ дает нам пред­ставление о том, усвоил ли автор свою науку поверхно­стно и несерьезно или же он изучил ее глубоко и осно­вательно. Ведь афоризмы неизбежно должны выражать саму сущность, саму сердцевину научного знания, ина­че они будут попросту смешными. Ибо здесь отбрасыва-

 

 

ются всякие украшения и отступления, все разнообра­зие примеров, дедукция и связь, а также описание практического применения, так что у афоризмов не остается никакого иного материала, кроме богатого за­паса наблюдений. Поэтому никто не возьмется за созда­ние афоризмов, более того, даже не осмелится мечтать об этом, пока не увидит, что он обладает достаточно ши­рокими и основательными знаниями для того, чтобы пи­сать их. При методическом же изложении

...приятность Много зависит от связи идей, от порядка — их сила,

что очень часто придает видимость какого-то замечате­льного искусства тому, что при более глубоком рассмот­рении, если освободиться от всего внешнего и обнажить сущность, оказывается совершенно ничтожным пустя­ком. Во-вторых, методическое изложение обладает спо­собностью убеждать и доказывать, но в значительно ме­ньшей степени дает указания практического порядка; ведь такого рода изложение использует как бы круговое доказательство, где отдельные части взаимно разъясня­ют друг друга, и поэтому интеллект скорее удовлетво­ряется им; но так как действия в обычной жизни не приведены в строгую систему, а беспорядочно переме­шаны, то тем более убедительными для них оказывают­ся и разрозненные доказательства. Наконец, афоризмы, давая только какие-то части и отдельные куски науки, приглашают тем самым всех прибавить что-нибудь к этой науке также и от себя; методическое же изложе­ние, представляя науку как нечто цельное и закончен­ное, приводит к тому, что люди успокаиваются, думая,

Q9

что они достигли вершины знания .

Нам нелегко свыкнуться с мыслью, что последователь Сенеки Френсис Бэкон во многих отношениях был схола­стом. Далее мы увидим, что его собственный «метод» в нау­ке происходил прямо от средневековой grammatica.

Отмечая, что римские схоласты и риторы использовали чувствительные темы (так же как сенековская драма в

92 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. — Т.1 — М., 1971. — С.345, 346. — Прим. пер.

 

 

древнеримскую эпоху и эпоху Возрождения), Боннер до­бавляет (р.65):

Но, помимо этих характерных черт, их стиль был по­хож на стиль современных им писателей и вполне типи­чен для ранней «серебряной латыни».

В композиции основными недостатками были чрез­мерное употребление коротких и разорванных предло­жений, что придавало стилю эффект отрывистости, редкость уравновешенных периодов и употребление не­которыми риторами слабых и неэффективных рифм. Стиль этих отрывков представляет собой то, что грече­ские критики назвали бы ксстакекоццеуг) или кекерца-Ticmevr|93 как эффективное противоядие структуре пе­риодов, но оно употребляется так часто, что восприятие устает от постоянных восклицаний и острословия.

Однако «разорванные предложения» и бесконечные ал­литерации, которые мы находим, например, в популярных «рифмованных проповедях» Августина, суть необходимые нормы устной прозы и поэзии. (Свидетельством этому слу­жит елизаветинский «Эвфуэс»94.) Показателем воздейст­вия печатной культуры в любое время и в любой стране является процесс исчезновения из литературы игры слов, Восклицаний, аллитерации и афористичности. Так, в ла­тинских странах даже сегодня почитаются максимы, сен­тенции и афоризмы. И возрождение устной культуры сим­волизмом началось именно в латинских странах, причем i; опиралось оно в значительной мере на стиль «разорванных [Предложений» и афористичность. Сенека и Квинтилиан, 'Подобно Лорке и Пикассо, были испанцами, для которых 'большее значение имели устные формы. Похоже, Боннер fp.71) озадачен тем, что Квинтилиан благожелательно от-гйосится к эвфуистическим средствам, несмотря на «его Вдравый смысл и либеральные педагогические воззрения». Этот короткий экскурс в историю сенековского красно-Йречия и схоластику в Древнем Риме поможет нам понять, |1Юк передавалась устная традиция в западной литературе ['благодаря популярности Сенеки и как она постепенно была

93 Приукрашенным... кусочечным (др.-гр.). Прим. пер.

94 Романы английского писателя Джона Лили (1554?—1606)
• «Эвфуэс. Анатомия ума» и «Эвфуэс и его Англия». — Прим. пер.

 

 

предана забвению печатной культурой в конце восемнад­цатого столетия. Тот парадокс, что сенековский стиль од­новременно предстает весьма напыщенным в средневеко­вой схоластике и непритязательным в елизаветинской на­родной драме, находит свое разрешение благодаря устно­му фактору. Но, например, для Монтеня, как и для Берто-на, Бэкона и Брауна, здесь не было загадки. Сенековские антитезис и «иноходь» (см. книгу Джорджа Уильямсона «Иноходь Сенеки») предоставляли вполне аутентичные средства для научного наблюдения и описания психических процессов. Но когда единственным органом восприятия становится глаз, многоуровневые жесты и резонансы сене-ковского ораторского действа становятся неуместными.

Отметим еще два момента, которые интересуют нас в этой части нашей мозаической «Галактике Гутенберга». Первый — трансисторичен, а второй связан с метаморфо­зой ига95 книгопечатание, переживаемой шестнадцатым столетием. Первый касается пословиц, максим, афоризмов как непременных спутников устного общества. Глава сем­надцатая книги Й.Хейзинги «Осень средневековья» посвя­щена тому, как в устном обществе, древнем или современ­ном,

...всякий исторический или литературный эпизод обна­руживал тяготение к кристаллизации в притчу, нравст­венный образец, пример или довод; всякое высказыва­ние превращалось в текст, в сентенцию, в изречение. Подобно священным символическим связям между Вет­хим и Новым Заветами, возникают нравственные соот­ветствия, благодаря которым всякое жизненное проис­шествие может сразу же найти свое зеркальное отра­жение в примерах: в типических случаях из Священно­го писания, истории или литературы96. Для Хейзинги очевидно, что даже любой письменный материал тяготеет к устным формам пословицы, афоризма и примера в силу устной формы организации речи. Поэто­му «в средние века всякий серьезный аргумент должен был опираться на текст как на свое основание». Но «текст»

 



Просмотров 541

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!