Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Средневековое освещение, глосса



И скульптура суть аспекты важнейшего

Искусства рукописной культуры — искусства

Запоминания

<5Gj Это пространное рассуждение об устных аспектах ру­кописной культуры — в ее древней или средневековой фа­зе — позволяет нам преодолеть привычку подходить к ней с нашими мерками литературных качеств, которые суть продукты более поздней печатной культуры.

Теперь нас не удивит тот факт, что печатная культура сводит на нет черты устной. Более того, нам становится по­нятно, почему в век электроники качества, выработанные печатной культурой, начинают исчезать, а в нашей верба­льной организации возрождаются устные, слуховые ценно­сти. Ибо вербальная организация, будь то на странице или в разговорной речи, может иметь визуальные предпосыл­ки, как, например, в быстрой речи людей с высшим образо­ванием. И наоборот, даже на книжной странице вербальная организация может быть сдвинута в устное измерение, как обстоит дело в схоластической философии. Так, автор кни­ги «Университет Европы в средние века» Рэшдолл неволь­но обнаруживает бессознательную склонность человека письменной культуры, когда говорит (Vol.II, р.37): «Тайны логики по своей сущности были в гораздо большей степени рассчитаны на то, чтобы подчинить своим чарам интеллект полуцивилизованного варвара, чем красоты поэзии и ора-

 

 

торского искусства». Впрочем, Рэшдолл прав, считая чело­века устной культуры варваром. Ибо в техническом смыс­ле «цивилизованным», независимо от образованности и ума, является человек, в чьей индивидуальной культуре центральное место занимает визуальное восприятие, что обусловлено фонетическим алфавитом. И задача этой кни­ги — выяснить, насколько сильно развилась визуальная склонность в фонетической культуре — сначала под воз­действием рукописных текстов, а затем — книгопечатания, «этого механического способа письма», как его называли раньше. Схоластическая философия по своим приемам и организации была глубоко устным мышлением, и такой же, хотя и несколько иной, была экзегеза Священного писания. Несколько столетий изучения Библии в средние века в свою очередь подготовили необходимый материал для диа­лектической техники схоластов. И grammatica, и dialectica, т.е. схоластическая философия, были в высокой степени устными по своей ориентации, в сравнении с новой визуа­льной ориентацией, сформировавшейся на основе печата­ния.

В девятнадцатом веке часто упоминалось о том, что средневековые соборы представляли собой «книги для на­рода». Отмечая этот аспект устройства собора, Курт Селигмен («История магии») раскрывает его сходство со страницей средневекового комментария к Писанию (р.415, 416):

В этом отношении карты Таро напоминают образы других искусств: живописи, скульптуры, соборных вит­ражей, которые также облекали идеи в форму челове­ческого тела. Однако их мир — верхний мир, тогда как мир Таро — нижний. На козырных картах изображает­ся отношение сил и добродетелей к человеку. С другой стороны, соборы служили воплощением отношения че­ловека к божественному. Но и те, и другие образы по своему характеру являются мнемоническими. Они со­держат обширный комплекс идей, которые, будь они записаны, заполнили бы тома. Их мог «читать» как вла­деющий письменной грамотой, так и не владеющий ею; они были предназначены для них обоих. Средние века использовали такие техники, которые позволяли бы че­ловеку запоминать и сравнивать целые комплексы

 

 

идей. Раймонд Луллий написал свое «Ars Метопа» («Искусство памяти»), следуя именно этому побужде­нию. Подобные же мотивы привели к раннему появле­нию ксилографии. Сошлемся на книгу «Ars Memorandi», изданную в 1470 г. Автор предпринял трудную задачу конкретизации тем, содержащихся в четырех Еванге­лиях. Для каждого Евангелия он создал ряд образов ан­гелов, быков, львов, орлов, эмблемы четырех Евангели­стов, на которых он расположил предметы, напоминаю­щие об историях, повествуемых в каждой главе. Напри­мер, на иллюстрации 231 мы видим изображение ангела (Матфей), в которое вписано восемь меньших по разме­ру эмблем, призванных напоминать первые восемь глав Евангелия от Матфея. Визуализируя каждый образ, «Ars Memorandi» помогает запомнить все Евангелие це­ликом.

Нам такая визуальная память кажется феноменаль­ной, однако в то время, когда лишь немногие умели чи­тать и писать, а потому изображения играли роль пись­ма, в этом не было ничего необычного. В описании Селигмана схвачена еще одна важная черта устной культуры — воспитание памяти. Подобно тому, как pronuntiatio, пятая составляющая классической риторики, культивировалась, как показал Хайнал, для подготовки к письму и созданию книг, так и тетогга, четвертая состав­ляющая древнего ораторского искусства, была необходи­мой дисциплиной в рукописную эпоху и вырабатывалась посредством искусства глосс и маргинальных иллюстра­ций. Смолли указывает (р.53), что маргинальные глоссы — пусть и неизвестного происхождения — служили «в каче­стве заметок для чтения устных лекций».

В неопубликованной магистерской диссертации100 Джон Х.Харрингтон отмечает, что в первые столетия христиан­ской эпохи «и книга, и письменное слово отождествлялись с тем сообщением, которое они несли. Они считались инст­рументами, обладающими чудесной силой, способной про­тивостоять дьяволу и тем, кто попался в его сети». Харрин-гтон приводит множество свидетельств, указывающих на

100 «The Written Word as an Instrument and a Symbol in the First Six Centuries of the Christian Era», Columbia University, 1946, p.2.

 

 

устный характер «чтения» и необходимость запоминания, как, например, правило Пахомия: «И того, кто противится чтению, следует понуждать к нему, ибо все в монастыре должны уметь читать и запоминать Священное писание» (р.34). «Путешествуя, монахи могут читать друг другу Пи­сание из книги или по памяти» (р.48).



Просмотров 540

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!