Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Или Цезарь, или ничто (лат.)



 

 

Льюис совершенно прав, когда указывает на примеры, как правило, фальшивой и полудетской истовости такого

рода:

Республиканец непременно величал себя Брутом, литератор — Цицероном и т.п. Они пытались вернуть к жизни героев античности и повторить в своих собствен­ных деяниях события, описанные в старинных рукопи­сях. Именно эта тяга итальянского ренессансного обще­ства к прямому воплощению всего и вся в жизнь (своего рода попытка заменить учебник истории кинофильмом в школе) сделала Италию ярким образцом для подра­жания для всей остальной Европы. Италия в эпоху Воз­рождения весьма напоминает собой Лос-Анджелес, где репетируются исторические сцены, быстрыми темпами возводятся имитации античных зданий и реконструи­руются драматические преступления.

Виллари описывал то, как ученость и политическое преступление приходили в соприкосновение, следую­щим образом:

«То были дни, когда каждый итальянец казался при­рожденным дипломатом: купец, литератор, вояка-аван­тюрист знали толк в церемонных обращениях и обще­нии с королями и императорами с точным соблюдением всех норм этикета... Депеши наших послов входят в чис­ло главных исторических и литературных памятников тех времен» <...>

«Это было время, когда авантюрист, которого бы не поколебали угроза, мольба или жалость, легко подда­вался очарованию стихов. Так, Лоренцо Медичи отпра­вился в Неаполь и одной силой аргументов убедил Фер-ранте Арагонского положить конец войне и заключить с ним союз. Альфонсо Великодушный, пленник Филиппе Марио Висконти, которого все уже считали погибшим, был с почестями освобожден только потому, что он су­мел искусно убедить этого мрачного и жестокого тира­на, что для него выгоднее иметь арагонцев в Неаполе, чем последователей из Анжу... Во время революции в Прато, во главе которой встал Бернардо Нарди, этот по­следний... уже накинул петлю на шею подесты, когда тот разразился изящной речью, заставившей палача со­хранить ему жизнь...» (р.86, 87).

Таким был и мир, описываемый Хейзингой в книге «Осень средневековья». Вся эта эстетизация средневековья

 

плюс визуальная роскошь и изобилие стали возможными благодаря подъему благосостояния и прикладному знанию среднего класса. Переходя к Ренессансу, нам важно по­мнить, что новый век прикладного знания был веком пере­вода в визуальные термины не только языка, но и всего на­копленного столетиями аудиотактильного опыта. Поэтому то, что Хейзинга и Виллари выделяют как новые и яркие черты в историческом увлечении античностью, в равной степени характерно, как мы увидим дальше, и для матема­тики, и для науки, и для экономики.

Средневековые идолы короля

Многочисленные документы, подтверждающие все воз­растающую тягу к визуализации знания и разделению функций в позднем средневековье, представлены в обшир­ном труде Эрнста Х.Канторовича «Два тела короля: Иссле­дование средневековой политической теологии». Как по­дробно описано в этой книге, средневековых юристов оду­шевляла та же самая страсть, которая побуждала ученых позднего средневековья к разделению кинематики и дина­мики, что показал А.К.Кромби в его «Средневековой и ран­ней современной науке».

В конце своего замечательного исследования Канторо­вич приводит резюме, из которого следует, что юридиче­ские фикции, накопившиеся вокруг вопроса о разделении двух тел короля, и послужили стимулом к фантазиям вро­де danses macabres112. Из них-то и вырос тот образный, можно сказать, мультяшный мир, который питал даже фантазию Шекспира и продолжал жить до восемнадцатого столетия, о чем свидетельствует «Элегия» Томаса Грея. Именно англичане в четырнадцатом веке стали использо­вать портрет-статую в похоронных ритуалах как визуаль­ное выражение двух тел короля. Канторович пишет (р.420, 421):

Можно по-разному пытаться объяснять введение портрета-куклы в 1327 г., но именно с похорон Эдуар­да II, насколько нам известно, ведет свой отсчет обычай

112 Пляска смерти (лат.). — Прим. пер.

 

 

помещать в изголовье гроба «королевское изображение» или «лицо», фигуру ad similitudinem regts113, которую изготавливали из дерева или кожи, набитой ватой и по­крытой гипсом, и облачали в королевское платье, а позднее — в парламентскую мантию. Кукла была снаб­жена атрибутом верховной власти: на ее голову (веро­ятно, после Генриха VII) поверх посмертной маски на­девали корону, а в руки вкладывали державу и ски­петр. Отныне повсюду, если только этому не препятст­вовали обстоятельства, на королевских похоронах вы­носили куклу: тело короля — его смертное, всеми види­мое (хотя теперь как раз невидимое), заключалось в свинцовый гроб, который в свою очередь помещали в деревянный ящик, тогда как его обычно невидимое по­литическое тело по этому случаю выставляли напоказ, используя куклу, снабженную помпезными регалиями: persona /icta114 — кукла как олицетворение persona fic-ta — Dtgnitas115.

Разделение между частным и общественным Достоин­ством властителя, над обоснованием которого столетиями трудились итальянские юристы, процветало также и во Франции. Канторович цитирует слова (р.422) французского правоведа конца шестнадцатого века Пьера Грегуара (ко­торые так и просятся в комментарий к «Королю Лиру»): «Величие Бога проявляется в Герцоге внешним образом, для пользы подданных; но внутренне он сохраняет чело­веческую природу». А, как выразился выдающийся анг­лийский юрист Коук, смертный король сотворен Богом, а бессмертный король — человеком.

Фактически кукла короля на похоронной церемонии в шестнадцатом веке стала не менее, а возможно, даже более важной, чем само мертвое тело. Уже на похоронах Карла VIII в 1498 г. — а в полной мере это проявилось в 1547 г. на похоронах Франциска I — показ куклы свя­зывают с новыми политическими идеями того века, на­пример, как указание на то, что королевское Dignitas никогда не умирает и что в образе покойного королев-

 

113 Наподобие короля (лат.). — Прим. пер.

114 Здесь: ненастоящая, вымышленная личность, маска (лат.).

Прим. пер.

115 (Королевское) достоинство (лат.). — Прим. пер.

 

 

екая юрисдикция продолжает действовать до момента его погребения. Под воздействием этих идей (усилен­ным влиянием, исходившим от средневековых tableaux wuants116, итальянских trion/i117, а также изучением и применением классических текстов) церемониалы, свя­занные с куклой, наполнялись новым содержанием, что фундаментальным образом меняло сам характер похо­рон: в церемонию вошел новый элемент триумфа, кото­рого не было ранее.

Это и ряд других указаний Канторовича помогают нам понять, каким образом визуализация неуклонно вела к аналитическому разделению функций. Мы приведем длин­ный отрывок (р.436, 437), который продолжит тему, затро­нутую Хейзингой, и наше дальнейшее рассмотрение шекс­пировского «Короля Лира», а также позволит нам глубже понять гутенберговские мотивы Ренессанса:

Наше короткое отступление по поводу похоронных церемоний, куклы и надгробий хотя прямо и не отно­сится к обычаям, связанным с английскими королями, все же приоткрывает для нас один важный аспект проблемы «двух тел» — человеческий. Пожалуй, кроме эпохи «поздней готики», западный человек никогда так остро не сознавал различие между бренностью плоти и бессмертием Dignitas, которое эта плоть должна была представлять. Становится понятным, как могло случи­ться так, что юридическое крючкотворство, имевшее место в совершенно иной связи, в конце концов совпало с широко распространенными настроениями, и фикции, созданные воображением юристов, оказались близки чувствам масс, которые в эпоху Danses macabres, когда их королевские Dignitas один за другим пустились в пляску со смертью, вышли на поверхность. Юристы от­крыли, так сказать, бессмертие Dignitas, однако именно благодаря этому открытию стала очевидной эфемерная природа его конкретного носителя. Не следует забы­вать, что жуткое соседство разлагающегося трупа и бессмертного Dtgratas, воплощенного в надгробных па­мятниках, или резкий контраст между мрачной похо­ронной процессией, идущей за трупом, и триумфаль-

 

116 Живые картинки (фр.). Прим. пер.

117 Триумфы (ит.). Прим. пер.

 

 

ным движением одетой в регалии куклы в конечном счете вырастали из той же почвы, из того же интеллек­туального и эмоционального климата, в котором юриди­ческие хитросплетения, касающиеся «двух тел короля», достигли своей окончательной формулировки. В обоих случаях имелось смертное, сотворенное Богом тело, подверженное, следовательно, «всем превратностям Природы и Случая» и противопоставлявшееся другому телу, сотворенному человеком и потому бессмертному, «абсолютно не ведавшему младенчества, старости и других немощей».

Коротко говоря, ренессансный человек был погру­жен в резкий контраст между воображаемым бессмер­тием и действительной смертностью человеческого су­щества, контраст, который эпоха Возрождения с ее нео­долимой тягой к увековечению индивида посредством любого мыслимого tour de /orce118, не только не умери­ла, но даже усилила: такова была оборотная сторона гордого завоевания земной аегжтп119. В то же время, од­нако, бессмертие — важнейший атрибут божественно­сти, хотя и опошленный бесчисленными вымыслами, — похоже, стало утрачивать свою абсолютную или даже воображаемую ценность: ведь если бессмертие не про­являет себя в непрерывно повторяющихся новых во­площениях, то это уже не бессмертие. Король не может умереть, он не должен был умирать, чтобы не разру­шить весь этот ворох вымыслов о бессмертии; и поско­льку короли все-таки умирали, эти вымыслы несли им утешение, обещая, что они не умирают, по крайней ме­ре, «как короли». Сами же юристы, сделавшие так мно­го для создания мифов о вымышленных и бессмертных персонажах, рационализировали слабость своих созда­ний. Шлифуя свои хирургические дистинкции между бессмертным Dignitas и его смертным носителем и раз­глагольствуя о двух телах, они вынуждены были при­знать, что их персонифицированное бессмертное Digni­tas было не способно действовать, желать, принимать решения без слабого смертного человека, который брал на себя Dignitas и все же должен был вернуться в прах.

 

118 Чрезмерное усилие (фр.). —• Прим. пер.

119 Бесконечность времени, вечность (лат.). Прим. пер.

 

 

Тем не менее, поскольку жизнь именно в перспекти­ве смерти, а смерть сквозь призму жизни обретают яс­ность и определенность, жизнелюбие грохочущего кос­тями позднего средневековья кажется не лишенным не­которой глубокой в своем роде мудрости. Оно сумело со­здать философию, согласно которой фиктивное бес­смертие обрело явленность в действительном смертном человеке как его временном воплощении, тогда как смертный человек обрел определенность в новом фик­тивном бессмертии, которое, будучи, как всегда, сотво­ренным человеком, не имело отношения ни к вечной жизни в другом мире, ни к божественности, но привя­зывалось к вполне земным политическим институтам.

Римские юристы также размышляли об «объектива­ции» persona publica120 властителя; известно, что римского императора иногда именовали «общественным телом». Од­нако ни греческие, ни римские прецеденты не дают ключа к объяснению двух тел Короля. Как утверждает Канторо­вич (р.505, 506), именно павликианская агрессивная кон­цепция церкви как corpus C/m'sti121 «в конечном счете дала «корпорациям» поздней античности философско-теологи-ческий толчок, которого им недоставало до времени Кон­стантина Великого, и тем самым ввела это философское и ! теологическое понятие в юридический обиход».

Как и любое позднесредневековое новшество, два тела , короля указывают на усиление визуального начала. В 11542 г. Генрих VIII обратился к совету следующим обра-! зом: «Наши судьи сообщили нам, что наше королевское по-[ложение никогда прежде не достигало такой высоты, как ' во времена Парламента, в котором мы как глава и вы как |его члены связаны в единое государственное тело».

Органологическая идея мистического племенного един-

^ства была лишь частично визуальной. Но усиление визуа-льности, происходившее в эпоху Возрождения, «теперь по­зволило Генриху VIII инкорпорировать Anglicana Eccles-st'a122, так сказать, corpus mysticum123 его империи в сог-

120 Общественное лицо, маска (лат.). Прим. пер.

121 Тело Христово (лат.). — Прим. пер.

122 Англиканская церковь (лат.). — Прим. пер.

123 Мистическое тело (лат.). — Прим. пер.

 

 

politicum124 Англии, главой которой он являлся как ко­роль». Тем самым Генрих осуществил перевод невизуаль­ного в визуальное, идя в ногу с наукой его времени, кото­рая решала задачу придания визуальной формы невизуа­льным силам. Но эта же трансформация устного слова в визуальное и была главным следствием книгопечатания.

А.СКромби в книге «Средневековая и ранняя современ­ная наука» (Vol.II, р.103, 104) делает весьма интересное утверждение:

Ныне многие ученые согласны с тем, что гуманизм пятнадцатого века, зародившийся в Италии и распро­странившийся на Север, прервал последовательный ход развития науки. «Литературное возрождение» отвлекло интерес от предмета и переключило его на литератур­ный стиль. Обратившись к античности, ее поклонники отказались замечать научный прогресс, достигнутый на протяжении трех предшествующих столетий. То же не­лепое самодовольство, которое заставило гуманистов по­рицать их непосредственных предшественников за испо­льзование латинских конструкций, неизвестных Цице­рону, и развернуть пропаганду, под обаянием которой вплоть до недавнего времени находились наши истори­ческие представления, также позволило им заимство­вать у схоластов без всякой признательности. Эту при­вычку усвоили почти все великие ученые шестнадцато­го и семнадцатого веков, будь то католики или протес­танты, и понадобились исследования Дюгема, Торндай-ка и Майера, чтобы показать, что утверждения гумани­стов об истории нельзя принимать за чистую монету. Кромби допускает, что кое-какие результаты средневе­ковой науки стали известны благодаря книгопечатанию. Однако не игнорирует ли он динамику развития позднес-редневековой науки, устремленной к визуальной транс­формации? Ведь перевод силы и энергии в визуальные диаграммы и эксперименты — процесс, продолжавшийся вплоть до открытия электромагнитных волн, — как раз и составляет существо современной науки. Сегодня визуали­зация идет на попятный, и потому нам легче распознавать своеобычность ее стратегии в эпоху Возрождения.



Просмотров 553

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!