Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Политическое тело (лат.). — Прим. пер



 

 

Изобретение книгопечатания укрепило

И расширило новую визуальность

Прикладного знания, создав первый

однотипный и воспроизводимый товар,

Первый конвейер и первую отрасль массового

Производства

ей> Изобретение книгопечатания являет собой пример при­менения традиционного ремесленного знания к специфиче­ски визуальной проблеме. Аббат Пэйсон Ашер посвятил десятую главу своей «Истории механических изобретений» именно изобретению печатания. Там он пишет (р.238), что книгопечатание в большей степени, чем любое другое до­стижение, «является водоразделом между средневековой и современной технологией... Мы видим здесь тот же переход к полю воображения, который ясно обнаруживает себя во всем творчестве Леонардо да Винчи». С этого момента «во­ображение» все более и более оказывается связанным со способностью визуализации.

Механизация искусства письма была, по-видимому, первым случаем сведения ручного труда к механическим операциям. Иными словами, это был первый случай пере­вода движения в ряд статических положений, так сказать, моментальных снимков или кадров. Книгопечатание в этом смысле имеет много общего с кино. При чтении печатного текста читателю как бы отводится роль кинопроектора. Он движется по ряду напечатанных букв со скоростью, позво-ляющей ему воспринимать движение авторской мысли. Та­ким образом, читатель печатного текста находится в совер-} шенно ином положении по отношению к писателю, чем чи-; татель рукописи. Печатный текст постепенно сделал чте­ние вслух бессмысленным и ускорил акт чтения до такой : степени, что читатель мог, так сказать, чувствовать «руку» автора. Далее мы увидим, что печатный текст был не толь-ко первой массово производимой вещью, но и первым одно-(''Типным и воспроизводимым «товаром». Конвейер движу-Щихся литер сделал возможным унифицированный и вос-кйроизводимый (как в научном эксперименте) продукт, о :чем в связи с рукописью нельзя было и помыслить. Еще

 

 

китайские печатники в восьмом столетии считали воспро­изводимый характер оттиска «магическим» и использовали его как форму, альтернативную молитвенному колесу.

Уильям Айвинз проделал тщательнейший анализ эсте­тического воздействия эстампов и книгопечатания на чело­веческое восприятие. В книге «Эстампы и визуальная ком­муникация» (р.55, 56) он пишет:

Каждое написанное или напечатанное слово — это ряд конвенциональных инструкций для произведения в специальном линейном порядке мышечных движений, в результате чего при правильном выполнении мы полу­чаем последовательность звуков. Характер этих звуков, как и формы букв, определяются произвольными ре­цептами, которые указывают по договоренности доволь­но свободно дефинированные классы мышечных движе­ний. Таким образом, любой напечатанный набор слов может в действительности произноситься бесконечным числом способов. Достаточно вспомнить о диалектах — кокни, нижний истсайдский, северный, георгианский, — не говоря уже о чисто индивидуальных особенностях. Это означает, что каждый слышимый нами произноси­мый кем-то звук является всего лишь представителем большого класса звуков, которые мы договорились счи­тать символически тождественными, пренебрегая име­ющимися между ними различиями.

Здесь Айвинз не только отмечает укоренение линей­ных, последовательных навыков, но и — что еще более важно — указывает на визуальную гомогенизацию опыта в печатной культуре и уход в тень слухового и других чувст­венных комплексов. Сведение опыта к единственному чув­ству — визуальности — в результате появления книгопе­чатания наводит его на мысль, что «от того, насколько точ­но мы можем свести факты, на которых строим наши рас­суждения, к кругу данных, получаемых через один и тот же чувственный канал, зависит правильность наших рас­суждений» (р.54). Однако такой тип редукции, или сведе­ния всего опыта к масштабу одного-единственного чувства, есть следствие воздействия книгопечатания на искусство, науку, а также на чувственность человека в целом. Таким образом, навык фиксированного положения, или «точки

 

 

зрения», столь естественный для читателя печатного тек­ста, есть не что иное, как продолжение авангардного перс-пективизма пятнадцатого столетия:

Перспектива быстро стала существенной частью техники изображений, создаваемых в целях обучения, а затем и для других целей. Введение перспективы было тесно связано с чисто западноевропейским стремлением к правдоподобию, которое является, по-видимому, ха­рактернейшей чертой европейского изобразительного искусства последующих веков. Третьим событием в этом ряду было провозглашение Николаем Кузанским в 1440 г. первого радикального учения об относительности знания и континуальности, единстве противоположно­стей через переход и средние термины. Это было реши­тельным вызовом дефинициям и идеям, тормозившим мышление со времени древних греков.

Эти явления: точно воспроизводимое изобразитель­ное сообщение, логическая грамматика репрезентации пространственных отношений в изобразительных сооб­щениях и понятия относительности и континуальности — никогда всерьез не рассматривались в сочетании друг с другом. Однако именно благодаря им соверши­лась революция как в дескриптивных науках, так и в математике, на которой основывается физика. Наконец, они имеют важнейшее значение для современной тех­нологии. Об их воздействии на искусство уже говори­лось. Таким образом, эти явления были абсолютно но­выми, поскольку классическая практика и классическое мышление ничего подобного не знали (р.23, 24).



Просмотров 608

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!