Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фиксированная точка зрения, ставшая



возможной только с появлением печати,

Кладет конец образу как пластическому

Организму

Ж

SS Айвинз совершенно прав, когда указывает здесь на

взаимодействие множества факторов. Однако социальные последствия внедрения печатной технологии удерживают

 

 

нас от того, чтобы говорить о взаимодействии и, так ска­зать, «формальной» каузальности применительно к нашей как внутренней, так и внешней жизни. Печать сама воз­можна в силу статического разделения функций и в свою очередь формирует ментальность, которая постепенно от­казывается видеть действительность, кроме как через призму специализации. Как пишет Дьердь Кепеш в книге «Язык видения» (р.200):

Литературное подражание природе, привязанное к фиксированной точке наблюдения, убило образ как пла­стический организм... Нерепрезентативное искусство прояснило структурные законы пластического образа. Оно восстановило образ в его первоначальной роли как динамический опыт, основанный на свойствах чувств и их пластической организации. Но оно оставило за бор­том смысловые моменты визуальных отношений.

Иными словами, в конце пятнадцатого века роль глав­ной организующей силы художественного мышления стала переходить к эксплицитному визуальному связыванию компонентов как вербального, так и невербального произ­ведения. Кепеш приурочивает это эксплицитное визуаль­ное связывание к «литературе» и усматривает в нем непо­средственное проявление распада взаимодействия различ­ных свойств всех чувств. Он добавляет (р.200):

Образ стал «очищенным». Однако это очищение как бы забыло о том, что искажение и дезинтеграция образа как пластического опыта были обусловлены не репре­зентацией смысловых моментов как таковых, а скорее господствующим понятием репрезентации, понятием статическим, ограниченным и, следовательно, противо­речащим динамической пластической природе визуаль­ного опыта. Структура значения базировалась на том же представлении, которое породило фиксированную точку зрения в пространственной репрезентации, ли­нейной перспективе и изображении штриховкой.

Непроизвольный и подсознательный характер этой ча­стной, или «фиксированной, точки зрения» зависит от изо-

 

 

ляции визуального фактора в опыте125. Именно эта «фик­сированная точка зрения» лежала в основе триумфально­го, но в чем-то разрушительного шествия Гутенберговой эпохи. Ценность замечаний Кепеша, приведенных в «Язы­ке видения», заключается в том, что они помогают нам рас­сеять широко распространенные недоразумения, связан­ные с плоской, двухмерной, мозаической формой в искус­стве и опыте. В действительности двухмерность является противоположностью инертности, как указывал Джордж фон Бекеши в своем исследовании о слухе. Дело в том, что двухмерность порождает динамическую симультанность восприятия, тогда как трехмерность — инертную и одно­родную среду. Кепеш поясняет (р.96):

Художники раннего средневековья часто по многу раз повторяли главный образ на одной и той же карти­не. Это делалось с целью представить все возможные отношения, в которые он был включен, а это можно бы­ло сделать только посредством одновременного изобра­жения различных действий. Именно эта связность зна­чения, а не механическая логика геометрической опти­ки и составляет важнейшую задачу репрезентации.

Мы подходим к величайшему парадоксу Гутенберговой эпохи, который состоит в том, что ее кажущийся активизм является в прямом смысле слова кинематографическим. В его основе — последовательный ряд статических снимков, или «фиксированных точек зрения», сделанных в однород­ной среде. Гомогенизация людей и материалов составит суть программы Гутенберговой эпохи, а также источник благосостояния и силы, неведомой никакой другой эпохе и технологии.

125 Однако тенденция визуального восприятия к «эксштацитно-гсти» и к отрыву от других чувств была отмечена уже в развитии ; готического письма. И.А.Лоу замечает: «Готическое письмо чита-;)ется с большим трудом... Страница, написанная готическим пись­мом, словно предназначена для того, чтобы на нее смотрели, а не ^читали» (G.C.Crump and E.F.Jacob, eds., The Legacy of the Middle ges, p.223).

 

 

Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила Голливуд в превращении

Зрелища окружающего мира



Просмотров 624

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!