Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку схоластической философии



<О£

§3 Поскольку мы дошли до границы между рукописным

миром и миром книгопечатания, уместным будет сравнить ряд важнейших черт этих двух культур. Наблюдения за эпохой рукописного письма помогут нам глубже разобрать­ся в эпохе Гутенберга. Для начала обратимся к известному месту из книги Томаса Мора «Утопия»:

Он сказал: «Это то самое, что я говорил: у государей нет места для философии». — «Конечно, — говорю я, — это правильно; не для той схоластической философии, которая полагает, что все, что угодно, подходит, где угодно. Но есть и другая философия, более пригодная для гражданина; она знает свое поприще и, принорав­ливаясь к нему, искусно и пристойно ведет свои роли в той пьесе, которая у нее в руках126.

Мор, который писал эти слова в 1516 г., хорошо пони-

 

126 Мор Т. Утопия. — М, 1978. — С.158, 159.

 

 

мал, что средневековый схоластический диалог, носивший устный и разговорный характер, был совершенно неприго­ден для решения новых проблем крупных централизован­ных государств. На смену ему должен прийти новый способ обработки информации — «искусный и пристойный». Ибо схоластическому методу была присуща симультанность и мозаичность, он был нацелен одновременно на множество аспектов и уровней значения. В новую эпоху линейности он стал бесполезным. Недавно вышедшая книга отца Онга «Рамус: метод и упадок диалога» всецело посвящена дово­льно темной проблеме, получившей теперь блестящее разъяснение. Его исследование трансформации поздней схоластики в визуальный «метод» в дальнейшем окажет нам немалую помощь в понимании конфигурации событий галактики Гутенберга. Во второй книге «Утопии» Мор так­же демонстрирует ясное понимание процесса гомогениза­ции, переживаемого поздней схоластикой в его время. Он с удовлетворением отмечает старомодность утопийцев: «Впрочем, насколько они во всем почти равны жившим в старину, настолько далеко они не могут сравниться с изоб­ретениями новых диалектиков. Ибо они не изобрели ни од-ного-единственного, проницательнейшим образом проду­манного правила об ограничениях, расширениях и подста­новках, которые повсюду здесь учат дети в "Малой логи­ке"»127.

Укажем еще на два обширных исследования, посвящен­ных переходу от рукописной культуры к печатной: «Появ­ление книги» Февра и Мартена и «Книга пятнадцатого ве­ка» Курта Булера. Эти три исследования (вместе с «Раму-сом» Онга) позволяют совершенно по-новому осмыслить события, сформировавшие галактику Гутенберга. Как не­трудно догадаться, потребовалось немалое время для того, чтобы печатная книга стала восприниматься как нечто бо­льшее, чем просто машинописный текст, т.е. более удобный и доступный вид рукописи. Такого рода переходное созна­ние запечатлелось в таких словах и фразах нашего време­ни, как «horseless carriage» («безлошадная карета»), «wire­less» (радио; доел.: «беспроволочная (связь)»), «moving-pic­tures» (кино; доел.: «движущиеся картинки»). Слова «теле-

127 Мор Т. Утопия. — М., 1978. — С.209.

 

 

[граф» и «телевидение», похоже, возникли иным способом, |;чем слова, связанные с такими механическими формами, [как книгопечатание (типография) и кино (движущиеся f картинки). Однако человеку шестнадцатого века было так ясе нелегко объяснить смысл гутенберговского изобрете­ния, как в наше время — принципиальное различие между телевидением и кинофильмом. Сегодня принято считать, .что мозаический телеобраз имеет много общего с изобрази­тельным пространством фотографии. В действительности уке между ними нет ничего общего. Как ничего общего не [было между печатной книгой и рукописью. Тем не менее и ^производитель, и потребитель печатного текста рассматри-|вали его как прямое продолжение рукописного. Подобным рке образом в девятнадцатом столетии появление телегра-|фа полностью революционизировало газету. Механическая f печатная страница скрестилась с новой органической фор-|мой, которая изменила макет, а заодно политику и обще-|ство.

Сегодня с приходом автоматики, т.е. применением элек-;тромагнитной формы в организации производства, мы про->должаем относиться к новому органическому производству так, словно имеем дело с тем же механическим массовым производством. В 1500 г. еще никто не знал, как изучать рынок и распространять массово производимую книгу. Ее |продвижение на рынок осуществлялось по старым каналам аспространения манускриптов. А всякий манускрипт как ручное изделие продавался так же, как в наше время про-ыот произведения «старых мастеров». Иными словами, рынок манускриптов — это в основном рынок second-hand.



Просмотров 457

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!