Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



На нее стимулирующее влияние



<2Cs С недавнего времени христианская литургия стала объектом пристального исследования ученых. В статье «Литургия и духовный персонализм» (Worship, October, 1960, р.494) Томас Мертон пишет:

Литургия в первоначальном и классическом смысле слова есть не что иное, как политическая деятельность. Leitourgeia буквально означала «труд для общества», вклад свободного гражданина в общее дело полиса. Как таковая она отличалась от экономической деятельности или частной заботы о средствах к существованию и управлении хозяйством... Частная жизнь была уделом тех, кто не являлся «свободным человеком» в полном смысле этого слова, — т.е. женщин, детей, рабов — и чье появление в обществе не имело никакого значения, поскольку они не могли участвовать в жизни города.

Автор книги «Литургическое благочестие» Луис Буйе говорит об упадке литургии в период позднего средневеко­вья и о постепенной визуальной переориентации коллек-

 

 

тивной молитвы и поклонения, что, безусловно, находится в прямой связи с Гутенберговой технологией. На странице 16 читаем:

Мысли отца Хервегена по этому поводу поначалу привели в негодование большую часть его читателей. Но теперь следует признать, что современные исследо­вания все больше подтверждают его выводы в той сте­пени, в какой он, по-видимому, и сам не мог на это рас­считывать. В наиболее значительном исследовании на­шего времени, посвященном истории римской мессы, книге Юнгмана «Missarum Sollemnia»13'', приводится большое число свидетельств растущего непонимания ее первоначального смысла в средние века со стороны как духовенства, так и прихожан, а также ее разрушения самими служителями культа. Характерной чертой этого процесса, как показано в книге отца Юнгмана, было по­явление в средневековых Expositiones. Missae137 тех ложных представлений, о которых мы уже говорили: чрезмерное подчеркивание момента Присутствия в та­инстве евхаристии и слишком сентиментальное понима­ние этого Присутствия, что привело к прямо-таки губи­тельным последствиям в периоды барокко и романтиз­ма.

В наше время литургия переживает бурное возрожде­ние, и многим это кажется необъяснимым. А причина за­ключается в распространении новой электронной техноло­гии и создании ею «электрического пространства», облада­ющего устным по своей сущности характером. Сегодня в пресвитерианстве и во многих других сектах мы наблюда­ем активизацию движения «высокой церкви». Только ин­дивидуальные и визуальные аспекты поклонения уже не кажутся удовлетворительными. Но вернемся к цели наше­го исследования, которая в данном случае состоит в том, чтобы объяснить сильнейшую тенденцию к визуализации невизуального в период, непосредственно предшествую­щий появлению книгопечатания. В католическом мире на­метилось движение в сторону сегментации и сентимента­льности. Буйе пишет (р.16): «было принято считать, что

 

136 Торжественные обряды мессы (лат.). — Прим. пер.

137 Описания мессы (лат..). — Прим. пер.

 

 

смысл мессы заключается в том, чтобы воспроизводить страсти [Христовы] миметически, и каждый эпизод мессы должен соотноситься с каким-то эпизодом страстей. На­пример, переход священника от южной части алтаря к се­верной соответствует пути Христа от Пилата к Ироду...»

Очевидно, что в отправлении литургии проявилась та же тенденция к кинематографической реконструкции по­средством визуальной сегментации, которую мы уже виде­ли в «Осени средневековья» Хейзинги и в голливудском декорировании античности итальянскими герцогами. Сег­ментация же в данном случае означает сентиментальность. Изоляция способности видения быстро привела к изоляции одной эмоции от другой, в чем и заключается суть сенти­ментальности. «Натянутость» — так сегодня принято назы­вать дурной вид сентиментальности в случаях, где проис­ходит анестезия конвенционально уместных в той или иной ситуации чувств. И напротив, нормальное взаимодей­ствие эмоций связано с синестезией, или взаимодействием, чувств. Поэтому Хейзинга совершенно прав, когда, присту­пая к истории позднего средневековья, описывает его как период неистовости и упадка эмоциональной жизни и в равной мере как период интенсивной визуальности. Итак, в связи с разделением чувств следует говорить о чувствен­ности, а в связи с разделением эмоций — о сентименталь­ности. Хотя Буйе не рассматривает вопрос о влиянии кни­гопечатания на формирование чувственной организации Ренессанса, его книга — неоценимый помощник исследова­теля Гутенберговой революции. По его словам (р.6), это время «было устремлено не к сверхъестественному, а к сверхчеловеческому, как о том свидетельствуют полотна Микеланджело. Оно влеклось не просто к возвышенному, но к чрезмерному. Вспомним статуи св. Иоанна с их исте­рической жестикуляцией и гробницу Александра VII в со­боре св. Петра».

Книгопечатание как непосредственное технологическое расширение человека наделило его беспрецедентными си­лами и возможностями. В визуальном отношении печатный текст означает гораздо более «высокую разрешимость», чем рукописный. Он относится к, так сказать, очень «горя­чим» средствам коммуникации и появляется в мире, кото­рый на протяжении тысячелетий имел дело с «холодными»

 

 

средствами коммуникации. Подобным же образом наши «грохочущие двадцатые» столкнулись с другими горячими средствами коммуникации, такими как кино и радио. С по­явлением книгопечатания Европа вступила в первый пери­од эпохи потребления, ибо печатный текст — это не просто товар, он дал человеку принцип систематической линейно­сти, ставший основой для организации всех других видов деятельности. Он показал людям, как создавать рынки и национальные армии. Книгопечатание как горячее средст­во коммуникации позволило людям впервые увидеть язык, на котором они говорят, и тем самым визуализировать свое национальное единство посредством единства языкового: «Мы — те, кто говорим на языке Шекспира, — должны стать свободными или умереть». С национализмом гомоген­ных носителей английского или французского языка не­разрывно связан и индивидуализм, о чем речь впереди. Визуально однородная масса состоит из индивидов в со­вершенно новом субъективном смысле. Буйе указывает (р.17) на средневековый переход от объективного к субъек­тивному благочестию: «Эта тенденция идет рука об руку с другой: единство с Богом все более начинает мыслиться не в плане всей церкви, а в плане индивидуальной души».

Хотя как исследователя католической литургии Буйе совершенно не интересуют такие сегментарные практики, как, скажем, частная интерпретация Библии. Он ясно ви­дит уже отмечавшуюся тенденцию к фрагментации в «на­стойчивом стремлении священников к отдельному отправ­лению богослужения для себя, когда оно не востребовано людьми», что «ведет к затемнению и разрыву церковного единства, ибо последнее отнюдь не является второстепен­ным моментом в евхаристии, а составляет саму ее суть». Как только католическая наука отказалась от представле­ния о средних веках как о «христианской эпохе par excel­lence138 и о том, что средневековая цивилизация и культу­ра являли собой выдающийся образец католического идеа­ла, воплощенного в земной жизни, стало очевидным, что средневековый период фактически проложил путь к отка­зу от литургии в протестантстве и ее последующему упад­ку после Тридентского собора» (р.15).

 

138 По преимуществу (лат.). —- Прим. пер.

 

 

Далее (р.249) Буйе, рассматривая вопрос о нарастающем отчуждении от литургии в средние века в силу тяги к ви­зуальным эффектам, демонстрирует явное сочувствие протестантским реформаторам, которые упустили реаль­ную возможность объединительной реформы, пойдя по пу­ти обособления и сегментации:

Это верно не только потому, что Реформация высту­пила против крайних трансформаций традиционного благочестия в ходе множественных нововведений, но также и потому, что, если б протестантство было после­довательной до конца реакцией как на деле, так и в сво­их принципах, оно стало бы истинной реформацией. В гораздо большей степени протестантизм представляет собой продукт средневекового благочестия, которое уже содержало в зародыше присущие протестантству чер­ты: натуралистический взгляд на религию, системати­ческое игнорирование таинства, склонность к сентимен­тальному религиозному «опыту» вместо трезвого мис­тицизма великой христианской традиции, основанного исключительно на вере.

Наши намерения в этой книге не идут дальше того, что­бы разобраться в конфигурации или галактике событий, связанных с Гутенберговой технологией. Поэтому нас инте­ресует не столько «культурный подъем протестантства» как следствие развития книгопечатания, в котором глав­ную роль начинает играть единый для всех визуальный текст, сколько литургия католической церкви, в которой мы находим свидетельства глубокого воздействия визуаль­ной технологии и распада единства чувств. Визуальность «елизаветинской картины мира» способствовала усилению ее иерархичности, хотя последняя реализуется не только в визуальном измерении. Буйе (р.155) указывает на неадек­ватность визуальной «иерархии»: «Иерархия есть прежде всего иерархия функций духовенства; по слову же Христа, тот, кто является верховным священником среди братии, должен быть человеком, который, подобно Христу, сам есть первейший слуга Господа». Поскольку же в истории католической литургии отчетливо прослеживается процесс чувственного распада таинств в ходе визуализации функ­ций, логично заключить, что возрождение литургии в на-

 

 

стоящее время обусловлено стремлением скорее к объеди­нению, чем к исключению распавшихся элементов (р.253):

Это означает, что первым и важнейшим условием для возрождения литургии, которое по своей сути явля­ется возрождением благочестия, должны стать личное знание всей Библии и размышления над нею, причем и то, и другое должно руководствоваться указаниями ли­тургии. Такое возрождение предполагает полное приня­тие Библии как Слова Божьего, как основы и неиссяка­емого источника всего подлинного христианства. Сред­невековые монахи так долго сохраняли живое восприя­тие литургии только потому, что, несмотря на их лич­ные несовершенства, они последовательно держались Библии как формы приятия христианства, размышляя над ее истинами и стараясь жить в соответствии с ними.

Изменения в формах литургического поклонения в два­дцатом веке находят свои параллели в мире управления экономикой и в индустриальной организации. Процесс де­легирования полномочий и функций короля, отмеченный нами в <;Короле Лире», в век электроники переживает фа­зу отката и движения в обратном направлении. Доктор Б.Дж.Мюллер-Тим, один из ведущих бизнес-аналитиков, утверждает

139.

Прежним многоуровневым и многофункциональным организациям было свойственно отделять мышление от действия: мышление сдвигалось скорее к вершине, чем к основанию пирамиды. Как бы компания ни стремилась к децентрализации полномочий, власть неизбежно стя­гивалась к верхушке структуры. Благодаря этому сформировался многочисленный средний класс управ­ленцев, расползшийся по необозримому множеству уровней, занятых надзором и контролем, чья действи­тельная роль, как показали исследования, в основном сводилась к тому, чтобы служить звеном, передающим информацию в системе.

В век электроники пирамидальные и высокоспециали­зированные формы структуры, ставшие популярными в

 

139 «New Directions for Organisation Practice» in Ten Years Pro­gress in Management, 1950—1960, pp.48, 45.

 

 

шестнадцатом 'столетии и позже, утратили практический

смысл:

Как обнаружилось, пирамидальные организацион­ные структуры со множеством уровней контроля и со специализированным разделением функций просто не­эффективны. Цепочка связи между научной и инже­нерной верхушкой и исполнительным уровнем была слишком длинной для того, чтобы компетентное или управленческое сообщение могло дойти по назначению. Но в тех исследовательских организациях, где работа действительно выполнялась, как показал анализ, груп­пы исследователей с различными компетенциями рабо­тали вместе, независимо от предписаний организацион­ной схемы; они устанавливали собственные критерии организации труда и схемы связи, и эти структурные формы организации коллектива отражали организацию их мышления и профессионального знания.

В наши дни «симультанное поле» электрических ин­формационных структур не стремится к специализации и частной инициативе, а восстанавливает условия и потреб­ность в диалоге и сотрудничестве на всех уровнях социаль­ного опыта. Наша сегодняшняя вовлеченность в эти новые формы взаимозависимости приводит к невольному отчуж­дению от ренессансного наследия. Однако, я надеюсь, что эта книга поможет ее читателям углубить свое понимание обеих технологических революций, и связанной с книгопе­чатанием, и связанной с электричеством.

«Интерфейс* Ренессанса оказался зоной контакта средневекового плюрализма,



Просмотров 496

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!