Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Новому средневековому знанию, нацеленному на возрождение античности



* Замечательное исследование Й.Хейзинги «Осень средневековья» почти целиком посвящено феодальному дво­рянству, существование которого претерпело значитель-видоизменения с возникновением средневековых гиль-

 

 

дий и которое почти совсем утратило свое значение с при­ходом среднего класса после изобретения книгопечатания. Следует сказать, что Хейзинга во многих отношениях ис­пытывает некоторое замешательство перед средневековым миром так же, как Генрих Вельфлин — перед средневеко­вым искусством. Они оба пытались приложить к своему предмету формулу примитивных, так сказать, находящих­ся в детском возрасте, искусства и способа жизни. Но та­кой подход действен лишь в той мере, в какой тактильная ограниченность визуальной жизни ребенка обнаруживает некоторое соответствие чувственной организации беспись­менного человека. Хейзинга пишет:

Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощути­мо; человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне вос­принимает горе и радость душа ребенка. Всякое дейст­вие, всякий поступок следовали разработанному и вы­разительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неиз­менного стиля жизни. Важные события: рождение, брак, смерть — благодаря церковным таинствам дости­гали блеска мистерии. Вещи не столь значительные, та­кие как путешествие, работа, деловое или дружеское посещение, также сопровождались неоднократными благословениями, церемониями и обставлялись теми или иными обрядами.

Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать облегчения, в ту пору они были куда мучительнее и страшнее. Болезнь и здоровье рознились намного силь­нее, пугающий мрак и суровая стужа зимою представ­ляли собой настоящее зло. Знатностью и богатством упивались с большей алчностью и более истово, ибо они гораздо острее противостояли вопиющей нищете и от­верженности. Подбитый мехом плащ, жаркий огонь оча­га, вино и шутка, мягкое и удобное ложе доставляли то громадное наслаждение, которое впоследствии, быть может, благодаря английским романам, неизменно ста­новится самым ярким воплощением житейских радо-176

 

 

стей. Все стороны жизни выставлялись напоказ кичли­во и грубо.

Прокаженные вертели свои трещотки и собирались в процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродства. Состояния и сословия, звания и профессии различались одеждой. Знатные господа пе­редвигались не иначе, как блистая великолепием ору­жия и нарядов, всем на страх и на зависть. Отправле­ние правосудия, появление купцов с товаром, свадьбы и похороны громогласно возвещались криками, процесси­ями, плачем и музыкой107.

Если достижения пяти столетий Гутенберговой техно­логии Хейзинга связывает с понятиями однородности, на­дежности частного существования и индивидуализма, то основными характеристиками догутенберговского мира у него становятся многообразие, эмоционально насыщенная

; коллективная жизнь и коллективные ритуалы. Вот что он пишет: «Теперь мы приблизились к определению того, под каким углом зрения следует нам рассматривать культуру на исходе средневековья. Это расцвечивание аристократи­ческой жизни идеальными формами, жизни, протекающей

; в искусственном освещении рыцарской романтики; это , переодетый в наряды времен короля Артура»108. Величественные декорации в голливудском духе, кото­рыми Хейзинга обставляет картину средневекового упад-

;Ка, весьма под стать попыткам художников Медичи вос-.кресить древний мир. При этом Хейзинга оставляет совер­шенно без внимания подъем среднего класса, рост его бла-ГОСОСТОЯНИЯ, мастерства и организации, благодаря чему и стали возможны роскошные дворы герцогов бургундских и Медичи. Вот что он о них пишет:

Двор — та сфера, где эстетика форм жизненного уклада могла раскрыться наиболее полно. Известно, ка­кое значение придавали бургундские герцоги всему, что касалось придворной роскоши и великолепия. После во­инской славы двор, говорит Шателен, — первое, к чему

 

- М., 1988. — С.7.

I 107 Хейзинга И. Осень средневековья. 108 Там же. — С. 41.

 

 

следует относиться с особым вниманием; содержать его в образцовом порядке и состоянии — важнейшее дело... бургундский двор неустанно прославляли как богатей­ший и наиболее хорошо устроенный, по сравнению со всеми прочими. В особенности Карл Смелый, чью душу обуревало рвение к насильственному насаждению по­рядка и всякого рода правил — и который повсюду оставлял за собой сплошную неразбериху, — испыты-

ПО

вал страсть к высокоторжественным церемониям1 . Именно благосостояние и мастерство среднего класса воплотило рыцарские мечтания в визуальную панораму. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с ранней стадией развития «ноу-хау» и практического прикладного знания, которые в последующие века создали разветвлен­ные рынки, системы цен и коммерческие империи, немыс­лимые ни в устной, ни даже в рукописной культурах.

Та же потребность перевода тактильных умений и на­выков прежних ремесленников в визуальное великолепие ренессансных ритуалов обусловила эстетическое увлече­ние средневековьем на севере Европы, а в Италии — инс­пирировала возрождение древнего искусства, литературы и архитектуры. Любовь герцогов бургундских и беррий-ских к их trus riches heuresiw и итальянских герцогов к возрождению Древнего Рима суть проявления одного и то­го же процесса эволюции чувственной организации. В обо­их случаях это было своего рода реализацией некоего при­кладного археологического знания. Именно это прикладное знание, действовавшее, так сказать, в интересах новой ви-зуальности, дало толчок Гутенбергу и инспирировало два столетия эстетизации средневековья в такой степени, ка­кая была неизвестна самим средним векам. Ибо до изобре­тения книгопечатания имелось очень небольшое количест­во книг как древних, так и средневековых. Да и те видели немногие. Подобным же образом обстояло дело с живопи­сью до недавнего изобретения цветного гравирования, что отметил Андре Мальро в книге «Музей без стен».



Просмотров 480

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!