Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Столкновение между письменными



И устными структурами знания происходит

Также и в общественной жизни

Средневековья

rti¥

<г& В книге Анри Пиренна «Экономическая и социальная история средневековой Европы» мы находим многочислен­ные параллели к тем характеристикам рукописной куль­туры, которые уже были нами рассмотрены. Теперь, разо­бравшись в причинах столкновения различных культур­ных форм до появления книгопечатания, мы можем лучше понять, какой поворот придало этой борьбе изобретение Гутенберга:

Из тех свидетельств, которыми мы располагаем, очевидным образом следует, что с конца восьмого века Западная Европа вернулась к жизни, всецело завися­щей от сельского хозяйства. Земля была единственным источником средств к существованию и единственным условием благосостояния. Все классы общества — от императора, который не имел никаких других доходов, кроме получаемых от собственности на землю, до кре­постного — жили прямо или косвенно продуктами сель­скохозяйственного труда, либо самостоятельно возде­лывая почву, либо собирая их и потребляя. Движимое богатство больше не играло никакой роли в экономиче­ской жизни (р.7).

Как объясняет Пиренн, принцип феодально-поместной структуры, образовавшейся после крушения Римской им­перии, заключался во множественности «центров без пери­ферии». Напротив, римская модель была бюрократиче-ски-централистской, со сложными взаимоотношениями между центром и периферией. Феодальное поместье и

 

 

средневековый подход к Писанию, находивший все богат­ство смыслов в букве текста, суть явления одного порядка. Напротив, в жизни новых городов и их обитателей посте­пенно начинается переход к фазе специализации знания и осмысления уровней «по одному». Подобным же образом, как отмечает Пиренн, национализма как такового до пят­надцатого века не существовало:

Лишь в пятнадцатом веке обнаруживаются первые симптомы протекционизма. До этого нет никаких свиде­тельств, которые бы указывали на малейшее стремле­ние способствовать национальной торговле и оказывать ей протекцию перед лицом иностранных конкурентов. В этом отношении можно говорить о том, что для средне­вековой цивилизации вплоть до тринадцатого века был характерен интернационализм, проявившийся в непре­дубежденности государственной политики. Государства никоим образом не пытались взять под свой контроль движение торговли, и мы напрасно будем искать следы того, что можно было бы назвать экономической поли­тикой (р.91).

Почему все-таки книгопечатание способствовало появ­лению национализма, станет ясно несколько позднее. А вот роль письма и папируса как условий образования ранних империй хорошо раскрыта в книге Гарольда Инниса «Им­перия и коммуникации» (р.7): «Более прочные носители Письма, такие как пергамент, глина и камень, функциони-во времени... Напротив, менее прочные и нестойкие ПО своему характеру носители, такие как папирус и бума-lip, в своем функционировании больше связаны с пространством.

С ростом производства бумаги, особенно после двенад-того столетия, снова ускорился процесс усиления бюро-1тической и централистской организации. Пиренн пишет 1.211):

Одним из самых поразительных явлений в четыр­надцатом и пятнадцатом столетиях был быстрый рост крупных коммерческих компаний, каждая из которых имела свои филиалы, корреспондентов и фактории в разных странах континента. Пример могущественных итальянских компаний тринадцатого века теперь нашел своих последователей за Альпами. Они дали урок

 

 

управления капиталом, ведения бухгалтерского учета и различных форм кредитования, и хотя они продолжали доминировать в финансовом деле, у них появились се­рьезные соперники в деле торговом.

Особенностью жизни средневекового города была рядо-положенность двух видов населения. Во-первых, это — го­рожане или члены гильдий, для которых, собственно, в основном и существовал город и которые стремились за­крепить цены на товары, а также нормы и условия граж­данства:

Период, когда гильдии мастеров играли определяю­щую роль в экономической жизни города, был также периодом максимального урбанистического протекцио­низма. Как бы ни расходились их профессиональные интересы, все промышленные группы объединяла ре­шимость максимально усилить свою монополию и пода­вить любую индивидуальную инициативу и возмож­ность конкуренции. Поэтому потребитель находился в полной зависимости от производителя. Тогда как глав­ной целью работников, занятых в экспортных отраслях, было повысить заработную плату, те, кто был занят в отраслях, обеспечивающих местный рынок, стремились к повышению или, по крайней мере стабилизации, цен. Это были люди, чей кругозор замыкался городскими стенами, убежденные, что их процветание можно обес­печить, просто закрыв ворота перед конкурентами изв­не. Поэтому их партикуляризм становится все более и более неистовым. Никогда больше представление о том, что каждая профессия является исключительной при­вилегией определенных объединений, не доходило до такой крайности, как в цехах средневековых мастеров (р.206-207).

Однако бок о бок с этими привилегированными лицами, жителями города, являвшегося «центром без периферии», рос другой класс граждан, которые занимались междуна­родной торговлей. Они-то и составляли авангард того, что потом стало доминирующим средним классом:

Но городская промышленность не везде была одина­ковой. Во многих городах, и причем как раз в наиболее развитых, наряду с владельцами небольших мастер­ских, живущих за счет местного рынка, существовала

 

 

совершенно иная группа тех, кто работал на экспорт. Вместо того чтобы ограничиваться клиентурой только города и его окрестностей, они были поставщиками оп­товых торговцев, занимающихся международной ком­мерцией. От этих купцов они получали сырье, а затем возвращали его им же в форме произведенного товара (р.185).

Парадоксальным образом именно эти люди, выпадав­шие из распределенной по гильдиям жизни средневекового города, и составили позднее, в эпоху Возрождения, тот слой, в котором пустил корни национализм. Вспомним та­ких чосеровских персонажей, как хозяин трактира и бат-ская ткачиха, ярких представителей «аутсайдеров» в своем обществе. Они принадлежат, так сказать, к интерна­циональной группе, которая в эпоху Возрождения превра­тится в средний класс.

Термин hotes (буквально «гости»), который начиная с двенадцатого века употребляется все чаще и чаще, — характерный показатель процесса, происходившего в деревенском обществе. Как указывает само слово, hote был пришельцем, чужаком, или, иными словами, коло­нистом, эмигрантом, двинувшимся на поиски новых зе­мель в целях их освоения. Эти колонисты были, без со­мнения, выходцами либо из сословия бродяг, из кото­рых в этот период рекрутировались первые купцы, а также городские ремесленники, либо из жителей круп­ных поместий, только недавно сбросивших с себя иго крепостной зависимости (р.69).

Конец средневекового мира ознаменовался неистовой тягой к прикладному знанию —



Просмотров 461

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!