Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Прикладное знание в эпоху Ренессанса



Приняло форму перевода слухового

в визуальные термины, а пластического —

В форму образа на сетчатке

ЭД1

S5 Новаторские наблюдения отца Онга за эпохой Ренес­санса, изложенные в книге «Рамус: метод и упадок диало­га» (приведенные ниже цитаты взяты из нее) и многочис­ленных статьях, имеют прямое отношение к нашим иссле­дованиям последствий Гутенберговой технологии. Мы хо­тим остановиться на указанной Онгом роли визуализации в поздней средневековой логике и философии, поскольку визуализация и квантификация во многом процеду­ры-близнецы. Ранее мы уже показывали, каким образом средневековые глоссы, освещение и архитектурные формы были поставлены гуманистами на службу искусству запо­минания. Так же и средневековые диалектики продолжали читать свои устные курсы вплоть до шестнадцатого столе­тия:

Изобретение книгопечатания повлекло широкомас­штабное завоевание словами пространства и дало тол­чок развитию количественного подхода в логике и диа­лектике, подхода, который давно уже дал о себе знать у средневековых схоластов... Тенденция к количественно­му или квазиколичественному логизированию и распа­ду логики на совокупность мнемотехник станет особен­но явственной в рамизме (p.XV).

Рукописная культура не имела возможности для широ­комасштабного распространения визуального знания и по­тому не испытывала потребности в редукции невизуаль­ных умственных процессов к диаграммам. Тем не менее в поздней схоластике наблюдается устойчивое стремление свести язык к нейтральным математическим символам. Номиналистский подход отчетливо проявился в логических трактатах Петра Испанского. Его «Summulae»156, как заме­чает Онг (р.60), начинаются с положения, близкого любому

 

156 Доел.: небольшие суммы (лат.), т.е. краткий свод (логики). — Прим. пер.

 

 

времени от Цицерона до Эмерсона: «Диалектика — это ис­кусство искусств и наука наук, открывающая путь к пер-вопринципам всех учебных предметов. Ибо только диалек­тика рассуждает с вероятностью о принципах всех осталь­ных искусств, и, таким образом, именно с диалектики сле­дует начинать изучение наук». Гуманисты, особенно после того, как книгопечатание расширило границы литературы, с горестью жаловались на то, что ученикам приходится прорубаться сквозь лес дистинкций и дихотомий Петра Испанского.

Дело в том, что пространственный и геометрический подход к использованию слов и логики, будучи полезным в качестве искусства запоминания, оказался cul de sac157 для философии. Он нуждался в математической символике, во­шедшей в употребление только в наше время. Тем не ме­нее он немало способствовал духу квантификации, кото­рый выразился в механизации письма и в явлениях, на­блюдавшихся задолго до Гутенберга: «тенденция к количе­ственному исчислению, обнаруживающаяся в средневеко­вой логике, составляет одно из главных ее отличий от ран­ней аристотелевской логики» (р.72). Смысл же квантифи­кации в переводе невизуальных отношений и реальностей в визуальные термины — процедура, внутренне присущая алфавиту, как уже было показано выше. Однако в свете замысла Рамуса организация знания лишь с помощью схем кажется недостаточной:

Ибо суть предприятия Рамуса — в стремлении свя­зать именно слова (а не другие формы репрезентации) в простые геометрические схемы. Слова — неподатливый материал в той мере, в какой они исходят из мира зву­ков, голосов, восклицаний; цель Рамуса заключается в том, чтобы нейтрализовать эту связь путем редукции всех непространственных моментов к пространствен­ным настолько, насколько это возможно. Опространств-ливания звука посредством алфавита здесь недостаточ­но. Печатный или рукописный текст сам должен быть включен в пространственные отношения, а формирую­щиеся при этом мыслительные схемы должны послу­жить ключом к значению слов (р.89, 90).

 

157 Тупик (фр.). Прим. пер.

 

 

е»158 отец

В статье «Метод Рамуса и прикладное знание» Онг весьма выразительно описывает свойственную дпохе Возрождения одержимость количественным подходом:

Один из интригующих моментов, связанных с Пет-русом Рамусом и историей его учения, — это чрезвы­чайная популярность его трудов в шестнадцатом и сем­надцатом веках. Основные данные по этому поводу со­браны в книге Уоддингтона «Рамус», вышедшей в 1855 г. Этот факт связывается в основном с такими со­циальными группами, как купцы и ремесленники про­тестантского вероисповедания кальвинистского толка. Такие группы существовали не только на родине Раму­са, во Франции, но и в Германии, Швейцарии, Нидер­ландах, Англии, Шотландии, Скандинавии и Новой Ан­глии. Книга Перри Миллера «Духовная культура Новой Англии семнадцатого века» представляет собой наибо­лее полное исследование рамизма в такого рода груп­пах. Эти группы завоевывали все более влиятельные позиции в обществе, рос их интеллектуальный уровень, и по мере их интеллектуального и социального подъема рамизм казался им все более привлекательным. Таким образом, труды Рамуса встречали благожелательный прием не в кругах интеллектуальной элиты, а скорее в начальных и средних школах, т.е. там, где смыкаются среднее и университетское образование... Здесь важно то, что ключ к любому виду прикладного знания следует искать в переводе комплекса отношений в эксплицитные визуальные термины. Алфавит как таковой в отношении к разговорному языку осуществляет перевод речи в визуальный код, который создает условия для ее унификации в широких масштабах. Книгопечатание уси­лило этот процесс, спровоцировав подлинный образовате­льный и экономический рывок. Рамус, за которым стояла схоластика, сумел осуществить его перевод в визуальный «гуманизм нового купеческого класса». Простота и кажу­щаяся примитивность пространственных моделей, предло­женных Рамусом, обусловила отсутствие к ним интереса со стороны людей высокой культуры, с тонким чувством язы­ка. Но именно этой примитивностью они были привлекате-

 

158 Studies in the Renaissance, vol.VIII, 1961, pp.155-72.

 

 

льны для тех, кто занимался самообразованием и для ку­печеского сословия. Что же касается того, насколько зна­чительную долю новой читающей публики они составляли, то этот вопрос рассмотрен в замечательном исследовании Л.Б.Райта «Культура среднего класса елизаветинской Анг­лии».



Просмотров 506

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!