Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии



Власти и морали, а также денег и морали

Й

<£!! Как утверждает Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека», всякое новое изобретение представляет собой интериоризацию структуры более ранней технологии, что

 

 

тем самым ведет к их постепенному накоплению. В нашем исследовании мы рассмотрим интериоризацию печатной технологии и ее влияние на формирование человека нового типа. О нашем времени, когда мы окружены множеством технологий, которые предстоит интериоризировать, Тейяр говорит следующее: «...во-первых, способность изобретать, так быстро усилившаяся в наши дни благодаря рационали­зированной взаимоподдержке всех исследовательских сил, так что уже теперь стало возможным говорить... о челове­ческом скачке эволюции»170.

Но это означает, что прикладное знание не признает тайн. Оно заключается в сегментации любого процесса, лю­бой ситуации или любого человеческого существа. В этом суть макиавеллевской техники осуществления власти, на которую, как мы помним, нападали Бен Джонсон и Шекс­пир. Сначала мы пытаемся понять, как человек «работает», или, иными словами, мы смотрим на него как на машину. Затем мы определяем его главную страсть, т.е. горючее ма­шины. И вот он наш. Уиндхэм Льюис очень точно описал эти макиавеллевские техники, нашедшие свое выражение в елизаветинском театре, в своей книге «Лев и лиса», из которой выше мы уже приводили описание голливудского аспекта итальянской архитектуры.

Но не только люди редуцируются до уровня вещей по­средством методов сегментации и каталогизации, связан­ных с новой печатной культурой. Уолтер Онг в работе «Ме­тод Рамуса и коммерческий ум» (р.167) пишет:

В силу методов массового производства, нашедших себе применение в книгоиздательстве, стало возмож­ным и даже неизбежным мыслить книги не столько как форму репрезентации слов, предназначенных для ком­муникации, сколько как вещи. Все более и более стал утверждаться взгляд на книги как на продукты ремесла и предметы торговли. Таким образом, произошло ове­ществление слова, живой человеческой речи. Этот про­цесс начался даже до появления книгопечатания, в средневековой терминистской логике, и в другом месте я уже подробно рассматривал психологическую взаимо­связь между терминистской логикой, топической логи-

 

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987. — С.233.

 

 

кой, которая пришла ей на смену в эпоху гуманистов, и развитием форм коммуникации, способствовавших по­явлению книгопечатания. Во времена юности Рамуса терминистская логика была представлена в Париже многими именами, такими как Хуан де Селая, Джон Дуллерт, Джон Мейджер, и даже в более поздний пери­од последователем самого Рамуса Жаном Кантеном. Од­нако традиция терминистской логики способствовала овеществлению слова в интеллектуальных целях. Им­пульс к овеществлению исходил от академии. Если же посмотреть на развитие книгопечатания с точки зрения горожанина, то мы увидим иную тенденцию к овещест­влению, которая согласуется с первой. Если логики стремились гипостазировать языковое выражение для того, чтобы подвергнуть его формальному анализу, то торговые люди делали то же самое для того, чтобы изв­лечь из него прибыль...

Нет ничего удивительного в том, что рамистские визуа­льные методы каталогизации и классификации, как заме­чает Онг (р.167, 168), «не могут не вызывать ассоциацию с печатным процессом, поскольку они позволяют упорядочи­вать предмет посредством представления о том, что он со­стоит из частей, зафиксированных в пространстве, так же, как слова заключены в печатную форму». Печатный текст как впечатляющий образец визуальности, последователь­ности, унифицированности и линейности не замедлил ска­заться на чувственной организации человека уже в шест­надцатом веке. Но прежде чем обратиться к его более дра­матическим проявлениям, необходимо отметить, как это сделал Онг, что одержимость «методом» в эпоху Возрож­дения находит свой архетип в «процессе типографского на­бора. Сочинение протяженного дискурса всегда представ­ляет собой построение текста путем упорядочивания уже имеющихся частей в пространственной форме» (р.168). Очевидно, что Рамус опирался в своем необычном пред­приятии на новые формы чувственной организации опыта, возникающие при соприкосновении с книгопечатанием. Но­вый «человек печатной культуры», выступивший на аван­сцену вместе с книгопечатанием, займет наше внимание в полной мере несколько позже в связи с вопросами индиви­дуализма и национализма. Здесь же попробуем рассмот-

 

 

реть то, каким образом книгопечатание структурировало идею прикладного знания посредством разделения, что всегда вело к усилению визуализации. По словам Онга (р.168): «Усложнение визуальной репрезентации, разуме­ется, не ограничивается трудами Рамуса, но составляет часть эволюции книгопечатания, где отчетливо видна тен­денция к высвобождению слова из первоначальной ассоци­ированности со звуком и постепенного превращения его в пространственную "вещь"».

Онг высказывает чрезвычайно ценное замечание (р.169) о том, что причина неприязненного отношения Рамуса к Аристотелю заключалась в несовместимости последнего с печатной культурой:

Диаграммы в рукописи представляют собой гораздо более трудоемкую операцию, чем простой текст, ибо при рукописном копировании контроль за расположе­нием материала на странице чрезвычайно затруднен. При печатании же типографским способом это происхо­дит автоматически... Если Рамус действительно отстаи­вал свой знаменитый антиаристотелевский тезис «Qua-ecumque ab Aristotele dicta essent commentitia esse»171,.. то он, очевидно, имел в виду не то, что Аристотель был не прав (распространенное толкование этого тезиса), но скорее то, что материал у Аристотеля был недостаточно организован "методически"».

Иными словами, он не вписывался в эпоху Гутенберга.

Организация учебного процесса с помощью диаграмм и разделений Рамуса была первым важным шагом, прибли­зившим образование к практическому уму купца. Прибег­нем последний раз к помощи Уолтера Онга, перед тем как вновь обратиться к книге профессора Нефа:

Но был еще один аспект метода Рамуса, сделавший его наиболее привлекательным для буржуазного сосло­вия. Он удивительно напоминал ведение конторского учета. Ведь купец не только занимаемся торговлей, но и ведет записи о товарах, что означает их каталогизацию на страницах бухгалтерской книги. Здесь самые раз­личные продукты — шерсть, воск, ладан, уголь, металл

171 Все, сказанное Аристотелем, является вымышленным (лат.). — Прши. пер.

 

 

и драгоценности, — которые не имеют между собой ни­чего общего, кроме коммерческой ценности, перемеши­ваются друг с другом на одной и той же почве. И вовсе нет нужды знать толк во всех этих товарах для того, чтобы разобраться в бухгалтерской книге купца. Доста­точно лишь знать принципы бухгалтерского учета.



Просмотров 481

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!