Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Произошел в шестнадцатом веке с появлением средств ускорения расчетов



е5Книгопечатание закрепило победу чисел, т.е. визуаль-ности, в начале шестнадцатого века. Конец того же столе­тия ознаменовался бурным развитием статистики. Данциг пишет (р.16):

В конце шестнадцатого века в Испании были напеча­таны данные о численности населения провинций и го­родов. В Италии также возник интерес к статистике на­родонаселения: были проведены переписи. В тот же пе­риод во Франции между Боденом и неким мсье де Ма-леструа разгорелся спор по поводу соотношения коли­чества обращающихся денег и уровня цен.

Вскоре умами завладела мысль об ускорении арифме­тических подсчетов:

Нам сейчас трудно понять, как затрудняли и замед­ляли простейшие, на наш взгляд, расчеты средства, на­ходившиеся в распоряжении средневековых европей­цев. Введение арабских цифр в Европе значительно об-

 

 

легчило счетные операции, по сравнению с римскими. Арабская нумерация в течение шестнадцатого века бы­стро распространилась, по крайней мере, на континенте. Между 1590 г. и 1617 г. Джон Непер изобрел весьма лю­бопытные «кости» для подсчетов. За этим его изобрете­нием последовало другое — знаменитое открытие лога­рифмов. Оно почти сразу было принято по всей Европе, и это радикально ускорило арифметические расчеты (Р-17).

Затем произошло событие, которое весьма драматизи­ровало разделение между буквами и цифрами. В «Куль­турных основаниях индустриальной цивилизации» (р.17, 18) Неф ссылается на исследования Люсьена Февра по по­воду внезапного переворота в расчетном деле и говорит о том, что «древняя привычка сложения и вычитания слева направо, которая, согласно Люсьену Февру, все еще доми­нировала до конца шестнадцатого века, начала вытеснять­ся гораздо более быстрым способом — справа налево». Иными словами, разделение между буквами и числами, назревавшее так долго, наконец-то произошло, когда чис­ловые расчеты отделились от читательской привычки дви­гаться слева направо. Неф уделяет немало внимания (р. 19) проблеме единства веры, искусства и науки. Религия и ис­кусство автоматически исключаются из квантитативной, унифицированной и гомогенной системы мышления: «Одно изсамых значительных различий между двумя периодами заключается в том месте, какое занимали вера и искусство в научном исследовании. С течением времени они начали терять свое значение как основа научного рассуждения».

Сегодня, когда наука также перешла от сегментарного к конфигуративному, или структурному, способу наблюде­ния, трудно понять те причины затруднений и осложне­ний, над которыми бились ученые с шестнадцатого по де­вятнадцатый век. Именно Клоду Бернару с его экспери­ментальным подходом в медицине мы прежде всего обяза­ны повторным открытием гетерогенных измерений тйгеи interieur116. Тогда же, в последней трети девятнадцатого века, Рембо и Бодлер ввели в поэзию paysage гп£теш-177.

176 Внутренняя среда (фр.). Прим. пер.

177 Внутренний пейзаж (фр.). Прим. пер.

 

 

Но до этого искусства и науки три столетия занимались за­воеванием milieu extmeur178 с помощью средств визуаль­ной квантификации и гомогенизации, сформировавшихся в культуре печатного слова. Именно печатная технология обусловила тот факт, что буквы и числа, искусства и науки с тех пор двигались различными путями в сторону специа­лизации. Но вначале, как пишет профессор Неф (р.21):

Новая, едва зарождавшаяся страсть видеть природу, включая человеческое тело, так, как она дается непо­средственно чувствам человека, сыграла огромную роль в науке. Благодаря исследованиям тех художников эпо­хи Возрождения, которые были универсальными людь­ми по уровню своих интересов и художественных до­стижений, люди научились видеть тела, растения и пейзажи по-новому, в их материальной реальности. Но художник и современный ученый используют чувствен­ные впечатления для того, чтобы совершенно разными способами создать свои независимые миры, и феноме­нальное развитие науки не в последнюю очередь обу­словлено именно отделением науки от искусства. Таким образом, то, что начиналось как разделение меж­ду чувствами в науке, стало фундаментом для автономии искусства как такового. Художник же стремился к тому, чтобы вновь обрести целостность, возродить взаимодейст­вие чувств в мире, который неуклонно двигался к безумию по пути обособления чувств. Вспомним тему «Короля Ли­ра», затронутую в начале нашей книги. Именно об этом го­ворит Неф, описывая истоки современной науки.

«В лепешку сплюсни выпуклость вселенной», — выкри­кивает Лир проклятие «драгоценнейшему из наших чувств». Но «сплющивание», т.е. обособление визуальности, составляет важнейшее достижение Гутенберга, а также проекции Меркатора. Данциг отмечает (р.125): «Таким об­разом, свойства, приписываемые прямой линии, суть про­дукт ума самого геометра. Он умышленно отвлекается от плотности и ширины, умышленно допускает, что то общее, что есть у этих двух линий, — точка их пересечения, ли­шена всяких измерений... но эти допущения произвольны; это, в лучшем случае, удобная фикция». Теперь легко ви-

 

178 Внешняя среда (фр.). Прим. пер.

 

 

деть условность и фиктивность классической геометрии, которая была взращена алфавитной технологией, нашед­шей свое предельное выражение в книгопечатании. Совре­менные неевклидовы геометрии в свою очередь вырастают на почве электрической технологии, но сегодняшние мате­матики не видят этого, подобно тому как математики про­шлого не видели своей зависимости от алфавита и печат­ной технологии. До настоящего времени полагали, что до тех пор, пока все погружены в измерение одного изолиро­ванного чувства, возникающая вследствие этого гомоген­ность ментальных состояний является достаточным усло­вием для человеческого общения. Гипнотическое воздейст­вие книгопечатания на западный мир — это тема, которую в наше время не может обойти ни один историк искусства или науки, ибо мы больше не живем в измерении изолиро­ванной визуальности. Правда, мы еще не успели задаться вопросом: в каком же измерении мы живем? Вместо гипно­за можно говорить о «допущениях», «параметрах» или «си­стеме координат». Метафора — дело вкуса. Но разве не аб­сурдно, что внутренняя жизнь человека обусловлена тех­нологическими расширениями его чувств совершенно по­мимо его воли? Должны ли мы оставаться беспомощными в ситуации сдвига в соотношении наших чувств, вызванного ихрасширениями? Например, компьютеры позволяют нам запрограммировать любое возможное многообразие соотно­шения чувств и, таким образом, «вычислить» новое специ­фическое соотношение, новые культурные «параметры» в искусстве и науке, созданные телевидением.



Просмотров 547

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!